Подпишитесь
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ (в 2-х частях). ЧАСТЬ 1

§1. Библейский текст об отношении к властям, начальству, господам [1], включая царей (Пс. 104:15; Прит. 24:21; 1Петр. 2:13-19; Рим. 13:1-5; Еф. 6:5-8; 1Тим. 2: 1-3; Тит. 3:1,2), иногда неправильно понимают, как необходимость полного подчинения любой власти.

Приведём некоторые выдержки из толкований отдельных стихов указанного текста, включая святоотеческое толкование, а также мысли о власти вообще и отношении к ней.

 

 

● Свт. Иоанн Златоуст: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть [2]. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Прит. 19: 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу» (1. См. толкование на Рим. 13: 1).

 

 

● Свт Феофан Затворник:

«Впрочем, из других мест Писания видно, что и начальники, такие или другие, бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и благодетельных поставляет Бог, а худых попускает быть начальниками в наказание за грехи людские. Так пишет блаженный Феодорит (выделено – П.Д.): “если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость. Ибо сказано: дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом (ср.: Иер. 3: 15); и еще: приставлю судии твоя, якоже прежде, и советники твоя, яко от начала (ср.: Ис. 1: 26). Но чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам. Ибо сказано: поставлю юноши князи их, и ругатели господствовать будут ими” (ср. Ис. 3: 4)» (1. См. толкование на Рим. 13: 1);

«Прямо выходит: молитесь за всех и за власти, чтоб нам было хорошо. Но нам как может быть хорошо, если и всем не хорошо? Посему надо видеть в сих словах заключенною и молитву о мире и благоденствии всех: власти — чтоб имели силу внутри и обладали средствами защиты всех совне, чтоб, имея власть внутри, правду блюли, злотворцам не давали ходу и способы к благосостоянию размножали (см.: Амвросиаст); подвластные чтоб, пользуясь порядками, блюдомыми властями, жили спокойно и счастливо. Когда таким образом все будут наслаждаться миром, тогда и нам можно будет жить мирною и безмятежною жизнию...» (1. См. толкование на 1 Тим. 2: 2);

«Как же должно держать себя в отношении к нему (начальству — П.Д.)? Повиноватися и покарятися. Как везде, так и здесь, Апостол, конечно, разумеет повиновение нелицемерное, чтоб видимою покорностию прикрывать верование свое и жить по вере безмятежно, но по совести, по убеждению, что начальство от Бога и что начальствующие суть слуги Божии; почему покорность им есть покорность воле Божией … Блаженный Феодорит видит в сих словах (имеются в виду слова: “быть готовыми на всякое доброе дело” — П.Д.) указание, доколе должно простираться повиновение начальникам: “ибо не во всем должно покорствовать начальникам, но вносить пошлину и подать, воздавать подобающую честь, а если прикажут нечествовать, то открыто прекословить”. То же и у Иеронима (выделено — П.Д.): “если что доброе повелевает правитель, то повинуйся воле повелевающего. А если что худое и богопротивное, то отвечай ему Апостольским ответом: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5: 29)”» (1. См. толкование на Тит. 3: 1).

 

 

● Прп. Исидор Пилусиот: «Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев» (1. См. толкование на Рим. 13: 1).

 

 

 

● Блж. Фиофилакт Болгарский: «Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22: 21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедует теперь и ученик Его» (1. См. толкование на 1 Петр. 2: 13). 

 

 

● Свмч. Иреней Лионский: «…Правители, имеющие законы, как одежду правды, за свои справедливые и законные действия не подвергнутся взысканию и не понесут наказания. А если они будут действовать к ниспровержению справедливости, нечестиво, противозаконно и тиранически, то за это и погибнут, потому что праведный суд Божий равно простирается на всех и никого не минует» (2. Книга 5. Гл. 24: О постоянной лжи диавола и о земных властях, которым должно повиноваться, так как они установлены Богом, а не диаволом).

 

 

 

● Свт. Филарет Московский (Дроздов): «Забота у избирателя должна быть не об угождении лицам, но о соблюдении блага общего, которое много зависит от того, каким людям вверяются должности общественные. Из одних добрых и совершенных членов состоят только небесные общества, которые потому и не подвержены никакому расстройству. Общества земные человеческие состоят из людей добрых, в различных степенях, и недобрых, также не в одинаковой степени. И для общества, конечно, не все равно, которая из сих двух стихий сильнее и деятельнее другой. Слово Божие представляет иногда воду изображением общества человеческого, как написано у Тайновидца: «воды ... людие и народи суть» (Апок. XVII. 15). Воспользуемся сим образом, чтобы почерпнуть из него истину. Вода, хотя и есть в ней ил, является чистою, когда он лежит на дне: но когда каким-нибудь неправильным движением ил поднимается вверх, — вся, чистая дотоле, вода теряет вид чистоты, и является мутною. Подобно сему общество человеческое, хотя и есть в нем часть людей недобрых, является чистым, благолепным и благополучным, когда сия несчастная стихия лежит на дне, когда люди недобрые, по справедливости униженные в общем мнении, не достигают власти, почета и влияния на других: но когда недобрая стихия поднимается вверх, когда люди недобрые достигают власти, почета и влияния на других, тогда они мутят и чистую воду, и добрых людей или своим влиянием вводят в соблазн, или своею силою подвергают затруднениям и скорбям, и возрастая в силе, вредят целому обществу. О сем сказал творец Притчей: «похваляемым праведным возвеселятся людие, начальствующим же нечестивым стенят мужие» (Притч. XXIX. 2). То есть: когда добрым людям предоставляются по справедливости принадлежащий им почет и влияние на общество; это радость и счастие всем людям: но если недобрым дается начальство; это горе и несчастие всем» (3).

Святитель также полагает, что слова: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15) — есть «краткая заповедь, но премудро соединяющая в себе с требованием повиновения глубокое изъяснение сего требования и убеждение к послушанию!«Не прикасайтеся» властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо оне суть«Мои»; не прикасайтеся, ибо оне суть «помазанныя» от Меня. Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что оне суть Божии» (1. См. толкование на Пс. 104: 15).

Здесь необходимо отметить, что «Божьими» являются те правители, которые не только помазаны от Бога, но и выполняют Его заповеди, постановления, повеления. И в случае греха — искренне раскаиваются в этом. В противном же случае — Бог отвергает Своих помазанников. Так, например, Саул по велению Господа был помазан на царство пророком Самуилом (1 Цар. 15: 1). Однако впоследствии Господь отверг Саула, чтобы он не был царём, за то, что Саул отверг слово Господа (1 Цар. 15: 11, 22, 26, 35; 28: 6-19). При этом из кончины Саула ясно следует, что Сам Бог может карать царей-помазанников за их неправедные дела: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его...» (1 Пар. 10: 13, 14).

Грешные поступки совершали также и такие цари, которые были не только помазанниками Божьими, но, одновременно с этим, являлись и — пророками, и — авторами библейских текстов: Давид и его сын Соломон, и которые за свои грехи подверглись Божьему наказанию. Так за грех царя Давида (2 Цар. 11: 1-17), который сделал зло в очах Господа (2 Цар. 11: 26), поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело (2 Цар. 12: 15) и на седьмой день дитя умерло (2 Цар. 12: 18). За то, что царь Давид приказал исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида из трех предложенных ему Господом наказаний, наслал язву на Израильтян и умерло семьдесят тысяч человек (2 Цар. 24: 10-17; 1 Пар. 21: 1-17). При этом из слов царя Давида к Господу: «... вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?» (2 Цар. 24: 16) или: «... я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали?» (1 Пар. 21: 17) — можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные.

Аналогичное произошло и с Соломоном. «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской, и делал Соломон неугодное пред очами Господа  и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал» (3 Цар. 11: 4–13).

 

 

 

● Иеросхимонах Ефрем: «Святой Филарет Московский пишет: “Бога бойтесь, царя чтите” (1 Петр. 2:17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее! “Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мф. 16:23), — сказал Господь Петру. От Господа подаются царю власть, сила, мужество и мудрость.

Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что “всякая власть от Бога”, необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: “Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога  установлены” (Рим.13:1); “Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро” (Рим. 13:4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: “Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня” (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5:29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.

Св. первомученик Стефан обличал синедрион: “Жестоковыйные!.. Люди с необрезанным сердцем и ушами, вы всегда противились Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы — вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили” (Деян. 7: 51-53). А Сам Спаситель назвал их сборищем сатанинским: “Вы есть сыны отца вашего диавола” (Ин.8:44). “Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего” (Еф. 6:12). Мироправители тьмы века сего – это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.

Св. ап. Павел говорит о послушании властям: “надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести” (Рим. 13:5). Возможно ли повиноваться по совести той власти, которая противится Богу? Пятнадцатый канон Двукратного собора гласит: “… отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденная святыми Соборами или отцами, когда … он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным”. Тем более это справедливо по отношению к мирской богоборческой власти» (4).

 

 

 

А. П. Лопухин: «Этими словами (имеются в виду слова: «быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит. 3: 1) – П.Д.) апостол с одной стороны ограничивает предел повиновения гражданской власти: повиноваться властям нужно, следовательно, только в добрых делах, когда власть не идет прямо против ясных божественных повелений. С другой стороны, призывая христиан участвовать во всяком добром деле, апостол этим самым побуждает нас участвовать во всех благих общественных предприятиях…» (1. См. толкование на Тит. 3: 1).

По вопросу толкования слов: «Бойся, сын мой, Господа и царя» (Прит. 24: 21), А.П. Лопухин пишет, что здесь «указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей». При толковании слов: «Бога бойтесь, царя чтите (1 Петр. 2: 17), А.П. Лопухин полагает, что «Предостерегая христиан от разнузданности под прикрытием христианской свободы (ст. 16), Апостол нравственные обязанности христиан в гражданской и общественной жизни выражает в четырех кратких правилах поведения: “всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите” (ст. 17). “Смотри, какая точность: Богу, говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф 10: 28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное (блаж. Феофил)”» (1. См. толкование на 2 Петр. 16, 17). 

 

 

 

● И. А. Ильин:

Из толкования на Рим. 1-10: «Посмотрите, как здесь всё ясно и определённо, как глубоки эти вдохновенные, гранитные формулы. Государственное дело есть служение Богу, государственные правители суть Божии слуги, по-гречески (цитирую текст синайского списка) — “диаконос” и “литургос”. Этим служением Богу они заняты постоянно; и именно в качестве Божиих слуг они носят меч, карая этим мечом того, кто делает злое; и в качестве Божиих слуг собирают подати. И именно потому, что они Божии слуги, христианин, оставаясь христианином, может и должен повиноваться им не из страха только перед мечом, но и по своей христианской совести. Государство есть установление Божие; призвание его в том, чтобы удерживать людей от злых дел угрозой меча, и чтобы одобрять и поддерживать делающих доброе…» (5: 447, 448);

Из толкования на 1 Петр. 2: 13-17: «Посмотрите, та же самая идея, но иная, новая глубина. Государственные правители, заграждая уста невежеству безумцев, наказывая преступников и поощряя добродетельных, исполняют волю Божию; они — его рабы (по-гречески “дулос”), но в служении их им дано свободное разумение, однако не для злоупотребления этим разумением. Вот почему повиноваться им надо для Господа, по-гречески — “диатон Кюрион”; по-латыни (Амиатинский Кодекс) — “propter Deum”. Не ясно ли, что государственные правители мыслятся апостолом Петром как исполнители воли Сына Божия Иисуса Христа? И не то же ли самое мы находим в Послании апостола Павла к Титу (гл. 3, стих 1 и сл.)?

Теперь спросим себя, могли ли апостолы любви благословить государственное дело как служение Христу, и государственных правителей как слуг Христа, и подданных на совестное повиновение этим слугам Сына Божия, если они, апостолы, не мыслили себе все это как дело любви? Что же, они благословляли правителей на ненависть и злобу? Не выговорил ли апостол Петр прямо, что Христос хочет, чтобы мы не только делали добро, но и заграждали уста невежеству безумцев и наказывали преступников? Не выговорил ли апостол Павел прямо, что вся деятельность правителей, включая карающий меч, должна быть осмыслена как верное служение Христу Спасителю?» (5: 449, 450).

 

 

 

● Проф. Н. Н. Фиолетов считает, что «вывод о религиозном освящении всякого веления и всякого носителя фактической власти» сделан на основании вырванных из контекста стихов Рим. 13:1—2 и не учитывает смысла этих стихов. Этот вывод «решительно противоречит основному положению, проходящему через все учение евангельское и апостольское, что нет на земле такой силы и власти, которые могли бы противостоять совести и религиозному сознанию христианина. Ничто не может заставить христианина признать то, что противоречило бы его вере … Власть, по апостолу, существует для определенного назначения, определенного морального призвания, а не сама для себя, как самодостаточное начало. И только в силу этого назначения, этого призвания она имеет значение … Государственная власть имеет нравственное значение и действительную силу постольку, поскольку она связана с началами права и справедливости, поскольку “начальник не напрасно носит меч”, поскольку он действует на “пользу” народов, а не на вред, поскольку он “добрый слуга на добро” …

Есть существенное различие между властью, основанной на праве и нравственности, и тиранией, действующей исключительно в своих интересах, господствующей ради господства. И это различие проводится в святоотеческой литературе. Государство в подлинном смысле не мыслится вне связи с правовыми началами, без которых оно превращается в голую силу и по существу ничем не отличается от “шайки разбойников”. Данное положение с особенной ясностью раскрывает блж. Августин. “При отсутствии справедливости, — пишет он, — что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же, как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства” (“О граде Божием”, IV). И, конечно, не такому государству предлагает заповедь повиновения “не за страх, а за совесть” Апостол Павел» (5: 253, 255, 256).

Здесь ярко и ясно показан переход количества в качество. А именно, преобразование шайки разбойников в государстве в государство разбойников. Следует заметить, что своя мафия, или её аналоги, есть практически (в той или иной степени) во многих странах. Но когда в какой-либо стране появляется государственная мафия, которая безнаказано, незаконно и неправедно забирает себе в огромных количествах национаьные богатства, то тогда у такой мафии — уже появляется своё государство (страна)!       

И ведь действительно, может случиться так, что властолюбивый, сластолюбивый и жадный тиран захватит власть и будет использовать её для личного благополучия и в ущерб простого народа. При этом власть может прикрываться тем, что на всё воля Божья, лукаво забывая, что воля Божья может проявляться, в том числе, и в виде попущения нерадивой власти для наказания или вразумления народа (паствы). Такая власть обычно призывает и к смирению — одной из высших добродетелей, лукаво забывая, что смиряться нужно перед Богом, а не перед властью, не соблюдающей Божьи заповеди и повеления.  

 

 

● Древнегреческий философ Платон (ученик Сократа и учитель Аристотеля) (427/428 – 347/348 до н. э.) о неправедном властителе — тиране говорит: «Когда появляется тиран, он вырастает (...) как ставленник народа»; «(Единоличных правителей) власть толкает (...) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (...) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных»; «Первой его (тирана) задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. (...) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю»; «Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен» (6. См. Содержание, п. 40: «Платон»).

Действительно, если под руками тирана имеются какие-либо заговоры или угрозы (внутренние и/или внешние, мнимые и/или реальные), включая угрозы войны или саму войну, то такая ситуация ему весьма выгодна. Человеком, находящимся в страхе, легче управлять. Запуганные люди перестают искать причины своих неприятностей в самих себе и в государственном устройстве. Они начинают искать их во внешних и/или внутренних «врагах», которых создают и навязывают народу услужливые и льстивые приближённые тирана. Кроме того, внешняя угроза объединяет народ вокруг правителя.

См. продолжение.

Сноски и цитируемая литература приведены во 2-й части

власть беззаконная власть тиран смирение страх разбойники мафия царь

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий