ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Как шутливо и справедливо отмечают:
Обнаружена ещё одна обезьяна, объединяющая всех предыдущих: она ничего не видит, не слышит, не говорит. Она просто полностью погружена в смартфон (планшет, компьютер)
Сейчас много говорят об упадке читательского интереса (спроса), особенно в области духовной литературы. Такая проблема существует и в её причинах и, одновременно с этим, — в её следствиях, на мой взгляд, можно выделить два аспекта: а) духовно-нравственный и б) научно-технический.
а) И. Г. Эренбург, в своё время писал, что: «Во всех странах “лучшая, наиболее активная, наиболее мыслящая часть молодежи стремится к изучению естественных наук”. Однако “среди этой лучшей части молодой части интеллигенции можно заметить большое духовное смятение”» (цит. по 1: 9).
Приведем еще цитату: «Если в эпоху Данте сознание превосходило знание и “Божественная комедия”, изобилуя схоластическими суждениями о вселенной, поражает нас глубиной сознания, то я встречал во всех странах, где мне приходилось бывать за последние десять лет, немало молодых людей, обладающих большими знаниями в облюбованной ими области, но беспомощных в вопросах сознания или, точнее говоря, совести» (2: 243, 244).
А ведь царь и пророк Соломон молился: «суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне» (Прит. 30: 8).
Архим. Рафаил (Карелин) говорит: «Большинство наших современников видит счастье в материальном богатстве; для них деньги — эквивалент благополучия. Но могут ли деньги принести человеку действительную радость? Может ли он купить за деньги дружбу, преданность, способность быть любимым и самому любить? Чаще всего материальное благополучие угашает внутреннюю жизнь, переводит человека во внешнее ... Богатство, как и нищета, становится прессом, который давит на человеческую душу, оно наполняет ее постоянной тревогой. Еще никого богатство не делало лучше…» (3: 113).
По мнению доктора медицинских наук, проф. иеромонаха Анатолия (Берестова): «Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника — Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность — распад духа, падение в бездну греха» (4: 44, 45).
Заметим, что ни в Библии, ни в святоотеческом учении, нет запрета на пользование земными благами вообще. Нужно только соблюдать определённую меру, чтобы эти блага не стали бы основной целью жизни. И что бы господствующим в жизни человека принципом было стремление к Богу. Ведь Иисус Христос говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33).
Проф. Н. Н. Фиолетов по данному вопросу пишет: «Из основ христианского учения о смысле жизненного пути вытекает и отношение к различным формам и внешним условиям жизни, среди которых приходится жить и действовать христианину … Все обретает свой смысл, если принимается не как самоцель, а ставится в связи с высшей целью, с высшим смыслом жизни ... благом является все, что используется в соответствии своему назначению, в соответствии с высшей целью самой жизни и призванием человека. Но эти блага перестают быть благами, если они становятся предметом искания сами по себе и сами для себя, если они занимают место самой высшей цели, иначе, если вместо относительной и условной ценности (которую они имеют) им приписывается абсолютное и безусловное значение.
Вместо земных благ они превращаются в идолов и кумиров, порабощающих человека, и закрывают от него смысл его жизни. «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал. 4: 9). Правильное использование высших благ, внешних условий и обстоятельств жизни может быть только в том случае, если человек сохраняет внутреннюю свободу от порабощающей привязанности к ним. Никакие вещи и никакие блага, с точки зрения христианского сознания, не могут обладать человеком и отвлекать его от того пути, к которому он призван» (5: 262, 263).
б) Другой аспект данной темы связан с бурным развитием смартфонов, компьютеров и другой аналогичной техники. Несмотря на широчайшее распространение этих благ цивилизации, они могут являться опасным инструментом, особенно в руках детей и подростков — носителей еще неокрепшей психики. Речь идёт о чрезмерном увлечении этими благами. Психологи отмечают, что компьютерная зависимость у подростков — дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия.
Мне приходилось неоднократно наблюдать такую печальную картину: сидят рядом друг с другом 10-15 человек (мальчиков и девочек) возрастом от 10 до 15 лет. При этом каждый из них погружён в свой смартфон (планшет, компьютер) и они практически не разговаривают друг с другом. Такое вот «общение» конечно не способствует духовным размышлениям и чтению книг. Ведь гораздо проще и легче общаться с планшетом и смартфоном, чем читать, играть и общаться друг с другом.
А ведь в подростковом возрасте закладывается понимание нравственных аспектов, которое может быть искажено вследствие чрезмерного увлечения компьютерными играми. В научном сообществе по сей день идут споры: причислять ли к разряду наркотической зависимости онлайн игры или нет.
Таким образом, причинами снижения читательского интереса к духовной литературе в современном мире могут являться, как снижение интереса к духовному развитию, так и замена этого интереса его суррогатом — интересом к компьютерным играм, приводящим к компьютерной зависимости, и отдаляющим человека от размышлений на морально-нравственные и духовные темы. Следствием же снижения читательского интереса будет дальнейшее снижение интереса к духовному развитию и дальнейший рост интереса к компьютерным играм.
Такая вот положительная, — и очень тревожная, — обратная связь между причинами и следствиями уменьшения читательского спроса на духовную литературу!
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Наука сегодня, 1969.
2. Иностранная литература, 1965, №12.
3. Рафаил (Карелин), архим. Тайна спасения. Беседы о духовной жизни. Из воспоминаний. — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.
4. Анатолий (Берестов). Грех, болезнь, исцеление. М.: Изд-во «Путь» НП «Центр духовных и социальных программ св. прав. Филарета Милостивого, 2005.
5. Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. Пред. проф., доктора наук прот. Глеба Каледы. Изд. третье. — Клин: Христианская жизнь, 2007.
Добавить комментарий