Подпишитесь
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

ВСЕ ЛИ НАШИ НЕСЧАСТЬЯ ОТ ЛИЧНЫХ ГРЕХОВ И ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ НЕВИННЫЕ ДЕТИ (часть 1)

Аннотация: В статье, с точки зрения христианской антропологии, рассмотрены морально – нравственные и духовные вопросы о возможных причинах человеческих страданий, в том числе, обусловленных болезнями, включая врождённые недостатки невинных детей.

_____________________________     

 

 

 

Исцеление слепорождённого (Ин. 9)       

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава 1. О личных грехах и их последствиях

 

Глава 2. О связи (соотношении) между грехами и страданиями     

   

Глава 3. О влиянии грехов родителей, и других родственников, на судьбу (жизнь) их детей

 

Глава 4. Особенности наказания одних людей за грехи других

Выводы

 

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5: 9).

«…каждый будет умирать за свое собственное беззаконие…» (Иер. 31: 30).

«Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 20). 

ПРЕДИСЛОВИЕ

По христианским понятиям, все страдания, а также физическая смертность, появились в результате первородного греха. До этого человек находился в состоянии возможности не умирать, которое, при определённом духовном развитии Адама и Евы, могло бы перейти в состояние невозможности умереть. Кроме того, у человека вначале не было болезней, усталости, тленности, страстности, ничто из окружающей природы не могло навредить ему, не было у него и внутренних соблазнов.

«До преступления они были облечены Божией славою … Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим и с Богом пребывал в раю … Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков...» (прп. Макарий Великий) (цит. по 10: 151). «Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом, другого Ангела...» (св. Иоанн Дамаскин) (22: 152).  

 

После грехопадения (т.е., в падшем мире) всё это изменилось на противоположное (см., напр., 20: 213-506).

По словам прп. Максима Исповедника: «изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество (человеческое)» (12. См. вопрос 42), которые, по закону преемственности, передаются всем людям. У человека также появилось и внутреннее уклонение ко злу. Прп. Антоний Великий отмечает: «Зло приразилось к естеству, как ржавчина — к меди и грязнота — к телу» (цит. по 24: 251). О состоянии людей после первородного греха свт Григорий Богослов пишет: «Когда же, из-за зависти дьявола и обольщения жены … человек забыл данную ему заповедь и побежден горьким вкушением; тогда через грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога, облекается в кожаные ризы (может быть, в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть — в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным» (23. Слово 45).

 

Митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) об изменениях в жизни человека после первородного греха говорит, что «непонятного или невероятного тут нет ничего. Мы видим на опыте, что дети получают в наследство болезни своих родителей, и часто эти болезни надолго утверждаются и переходят в известных семействах из рода в род. Мы знаем из опыта и по простым соображениям, что не может дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7: 18), что из зараженного источника естественно течет зараженный поток, что когда испорчен корень дерева, тогда не может оставаться неиспорченным его ствол. Следовательно, человечество, растленное в своем корне, неизбежно должно являться растленным и в своих ветвях. И если первый человек сделался грешным, повредил всю свою природу, то и потомство его не может не наследовать этой же самой греховной и поврежденной природы» (13: 507).

 

ГЛАВА 1. О ЛИЧНЫХ ГРЕХАХ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ

 

§1. В Библии о наказании за личные грехи сказано:

«Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх. 32: 33); «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все [злые] язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную [и всякую написанную] в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен, и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего. И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас…» (Втор 28: 58-63); «если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне!» (Иов. 19: 14, 15); «Стремящийся к злу стремится к смерти своей» (Прит. 11: 19); «Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние» (Евр. 2: 2).

 

О связи грехов с болезнями ясно учил Иисус Христос: «Потом Иисус встретил его (исцеленного человека — П.Д.) в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). «Св. апостол Павел объяснял частые болезни и смерть коринфян как наказание за непочтительное и эгоистическое поведение на вечери Господней. Он также предостерегал христиан против ложного религиозного поклонения, напоминая о внезапных наказаниях, посылавшихся идолопоклонникам в Ветхом Завете» (1: 99). О наказании за непослушание Богу также сказано и в других местах Священного Писания, напр., Лев. 26: 14-41; Втор. 8: 19, 20; 11: 26, 28; 28: 15-68; 30: 15, 17-19; 31: 20, 21, 29.

 

О наказании за личный грех говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: «Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» (Прем. 14: 31); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным» (Сир. 7: 8); «И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным» (Сир. 16: 11). Об этом также повествуется и в других неканонических книгах Библии: «Не пощадит десница Моя грешников…» (3 Езд. 15: 22); «Горе грешникам и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» (3 Езд. 15: 24, 25); «Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно…» (2 Мак. 4: 17).

 

Примеры конкретного влияния личных грехов на судьбу человека, или наказания человека за его грехи, находим, напр., во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали … доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших (2 Мак. 12: 39-42); «Ибо когда он (Менелай — П.Д.) совершил много грехов против алтаря Господня, которого огонь и пепел был свят, то и получил смерть в пепле» (2 Мак. 13: 8).

 

 

§2. Приведем и другие цитаты о связи личных грехов и наказания за них.

 

«Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь) ...» (свт. Иоанн Максимович) (2: 477).

«Грех — причина всех скорбей человека и во времени и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Грех в обширном смысле слова, иначе падение человечества, или вечная смерть его, объемлет всех человеков без исключения; некоторые грехи составляют печальное достояние целых обществ человеческих; наконец, каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Грех, во всех этих различных видах, служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности» (свт. Игнатий Брянчанинов) (цит. по 3: 174. См. ст.: «Наказание за грех»).

 

«Большинство злоключений происходит от несправедливостей. Напр., если несправедливостью люди наживают себе богатство, то несколько лет они как сыр в масле катаются, но потом тратят все, несправедливо собранное, на врачей. Ведь в псалме как написано: Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых (Пс. 36: 16). “Злая разжива — только ветру нажива” — говорит пословица. Все, что накапливается неправдой, уходит, разлетается по ветру. Болезни, банкротства, прочие несчастья, происходящие как испытания от Бога, случаются редко и с весьма немногими. Такие люди будут иметь от Бога чистую мзду, и обычно они становятся впоследствии более богатыми, подобно Иову (из бесед со старцем Паисием Святогорцем)» (цит. по 3: 190. См. ст.: «Несправедливость — великий грех»).

 

«Все наши болезни от наших грехов. Когда к Господу обращались за исцелением, Он всегда сначала отпускал грехи, а потом исцелял от болезней. Грехи наши, наша неправедная жизнь дают нам болезни» (архим. Амвросий (Юрасов) (4: 211).  

Константин (Горянов), епископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, кандидат медицинских наук, считает, что «в библейские времена естественных причин болезней даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости, напр., как у Бытописателя: “Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава” (Быт. 27: 1). Главная причина такого подхода в том, что болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи. Так, увидев слепорожденного, ученики спросили у Иисуса: “Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (Ин. 9: 2). Болезнь могла посылаться Богом прямо, напр., перед казнями египетскими “Господь сказал (Моисею): кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь (Бог)?” (Исх. 4: 11) …

Причиною болезни могла также быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем: “Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность” (Иов. 5: 2); а с другой стороны, “кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей” (Притч. 14: 30).

 

Ветхий Завет указывает в качестве причины болезни пресыщение, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: “Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того ... Не пресыщайся всякою сластью, и не бросайся на разные снеди; ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни” (Сир. 37: 30-34). Однако в любом случае считается, что в конечном итоге болезнь ниспослана Богом за грехи …

 

Испытание болезнью должно возбудить в человеке сознание греха. В просительных псалмах это и отмечается: мольба об исцелении всегда сопровождается признанием грехов: “Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою ... Смердят, гноятся раны мои от безумия моего” (Пс. 37: 4-6). Однако встает вопрос, является ли каждая болезнь следствием личных грехов болящего? И ответ на этот вопрос не всегда ясен … При религиозном взгляде на болезнь исцеление понималось как знамение того, что человек прощен Богом, “ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой” (Исх. 15: 26)» (9).

 

«Есть прямая связь между болезненностью и греховностью, что подтверждают многие места из Писания: “Прощается тебе грех твой”, говорит Господь, исцеляя одного. “Иди и больше не греши”, — говорит другому. Потому повторяю, что святые отцы советуют при любом заболевании вначале исповедоваться и причаститься» (прот. Валенитин Мордасов) (цит. по 3: 294).

 

«На протяжении всего Священного Писания звучит мотив о том, что соматические и психические болезни возникают именно вследствие нарушения нравственных законов. Это открытие подтверждается современными исследованиями в области медицины и психофизиологии. Напр., свердловский врач, проф. И. И. Бенедиктов в своей книге “Письма о любви” проводит мысль о том, что качество человеческой любви и физическое здоровье человека во многом зависят от соблюдения конкретных ограничительных норм (или заповедей). И напротив, утверждает он, распущенность и бесконтрольность вполне могут привести к различным заболеваниям: бесплодию, фригидности, аноргазмии и проч. (5: 91, со ссылкой на: «Бенедиктов И. И. Письма о любви. С. 20»). 

 

Исключениями из наказания за нарушение заповедей Божьих являются случаи, когда беззаконник обращается от грехов: «А когда скажу беззаконнику: “ты смертью умрешь”, и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив» (Иез. 33: 14 -16).

 

§3. Рассмотрим теперь, дополнительно к сказанному, библейские слова: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», иногда приводимые для обоснования виновности детей в грехах родителей.

Представим выдержки из статьи А. Попова: «“Отцы ели кислый виноград….”.

Несут ли дети ответственность за грехи своих родителей?», где подробно анализируется данный вопрос. 

 

«Наша Церковь всегда давала и дает четкий ответ: дети не несут ответственности за грехи, содеянные родителями. Бывали случаи, когда какой-то пастырь, к которому пришли люди, убитые горем потери своего ребенка, говорил, что это расплата за грехи, содеянные до этого самими родителями. Комментируя такие случаи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 октября 2017 года на VII Общецерковном съезде по социальному служению сказал: “Если кто-то говорит, что 'за грехи', то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении. Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!” (15).

Но о чем тогда слова о “кислом винограде”? Что говорит нам Священное Писание? Давайте разберемся и найдем аргументированный ответ.

 

В Писании мы действительно находим слова о том, что “у того на зубах и оскомина будет”. Самое интересное: они повторяются даже и не раз. Только тут есть одно “но”: приводя этот отрывок в качестве аргумента, люди обычно вырывают его из контекста. Заглянем в Книгу пророка Иезекииля, где есть следующие слова: “И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле … Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается … каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет” (Иез. 18: 1–3, 20; Иер. 31: 27-30) … 

 

В книге Плача Иеремии есть такие слова, которые для некоторых могут стать “камнем преткновения”: “Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их” (Плач 5: 7). Эта книга была написана святым пророком Иеремией после разрушения Иерусалима и взятия народа Божия в Вавилонский плен. Праведный муж указывает на то, что люди согрешили, а их дети будут страдать. Но замечу: они страдают не за грех своих предков, а за свое маловерие и отсутствие покаяния перед Богом …» (19).

наказание детей страдания невинных причина страданий болезни вина за грех последствия греха родителей

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий