Исцеление слепорождённого (Ин. 9)
ГЛАВА 2. О СВЯЗИ (СООТНОШЕНИИ) МЕЖДУ ГРЕХАМИ И СТРАДАНИЯМИ
§1. Хотя за грехом и следует праведное воздаяние (Евр. 2: 2), однако между страданиями (скорбями, горестями, печалями) человека, — обусловленными, в том числе, болезнями, физическими недостатками, немощью, — и его грехами, нет взаимно-однозначной связи. Иначе говоря, страдания человека не всегда являются следствиями его грехов или грехов его родителей, или грехов других людей [1].
Свт. Григорий Богослов учит: «Что значит постигший нас удар (несчастья — П.Д.), и отчего он? Испытание ли это добродетели или истязание за грехи? Но хотя бы и не было это наказанием, — лучше принять за наказание и смириться под крепкую руку Божию, нежели превозноситься этим, как испытанием (Слово 15)» (7: 495).
Блж. Феофилакт Болгарский, при толковании на Ин. 9: 1-3, говорит: «Ибо знай. Апостолы … видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают. Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают. Господь в разрешение недоумения их говорит: “не согрешил ни он (ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его”. Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что “родился слеп”. Хотя родители его и согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо (выделено — П.Д.). Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина” (Иез. 18, 1, 2). А чрез Моисея постановил законом: да не умрет отец за сына (Втор. 24, 16). Но как же, скажешь, написано: отдаяй грехи родителей на чада до третьего и четвертого рода (Исх. 34, 7)? На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи (выделено — П.Д.) … Если видим, что нередко, и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе» (18: 343-345).
Авва Исаия полагает, что «поелику одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то не должно думать, что все подвергающиеся несчастиям подвергаются им за какие-либо предшествовавшие грехи» (цит. по 10: 419).
По мнению архим. Амвросия (Юрасова): «бывает, что болезни посылаются и святым людям не за грехи, а для большей святости … Грешникам болезни даются за грехи, а
праведникам — для большей святости» (4: 211, 212).
Свт. Иоанн Максимович пишет: «Каждый из нас в нуждах своих обязан увещевать самого себя, говоря или думая так: “Это послано мне праведным судом Божиим или в наказание за грехи мои, или для наставления меня в добродетельной жизни, или же для большей награды небесной…”» (2: 493, 494).
Старец Алексий (Соловьев) выражает эту мысль так: «Нет ничего удивительного, что ты страдаешь, это нужно, чтобы понять страдания других. Терпи … Христос, будучи безгрешным, терпел поношения от твари, а ты кто такая, чтобы не страдать? Знаешь ли ты, что душа очищается страданием; знаешь ли, что Христос помнит тебя, если он посещает тебя скорбями. Самой избрать путь жизни труднее всего. При вступлении в жизнь нужно молить Господа, чтобы Он управил твой путь. Он, Всевышний, всякому дает крест сообразно со склонностями человеческого сердца. Кто тебе сказал, что Бог наказывает людей за грехи, как принято у нас часто говорить при виде ближнего, впавшего в какую-либо беду или болезнь. Нет, пути Господни неисповедимы. Нам, грешным, не надо знать, почему Всесильный Христос часто допускает непостижимые для человеческого ума как бы несправедливости. Он знает, что Он делает и для чего. Ученики Христовы никогда не думали, что Христос даст им счастье, в смысле земного благополучия. Они были счастливы лишь духовным общением со Сладчайшим своим Учителем … Христос мог избежать Своего страдания, однако Он Сам добровольно пошел на крест. Бог любит особенно тех, кто добровольно идет на страдания Христа ради…» (цит. по 11: 346).
Иеромонах Григорий Святогорец говорит: «Все ли болезни являются следствием наших грехов? Конечно, нет. Иногда Господь попускает болезнь для воспитания или освящения Своих любимых чад. Как сказано в “Ответе святого великого старца Варсонофия к новоначальному брату, который был болен и не мог терпеливо переносить сей скорби”, “бывает болезнь, которая посылается для испытания. А испытание это дается, чтобы сделать нас достойными чадами Божиими. Муж, не испытанный искушениями, остается неопытным и незрелым. Испытанный же бедствиями бывает опытен и искусен, как и золото, очищенное огнем. Потому что от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5: 4-5) того, кто ее имеет”.
В этих случаях человек своим терпением приобретает небесную награду. Христос заверил нас, что всякий верующий, когда имеет духовный плод, подрезывается подобно винограднику, чтобы принести еще больший плод (см. Ин. 15: 2). И, как пишет святитель Кирилл Александрийский, “если будет совершено некоторое обрезание ветвей на мысленной лозе, этого не произойдет без боли … Потому что через боль и страдания путеводит нас милостивый Бог наш … Но малое это страдание делает нас блаженными, ибо преподносит Божественное детоводительство. И свидетелем этому пророк Давид, который говорит: Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи (Пс. 93: 12) “ …
Наконец, существуют случаи среди святых людей, когда человек сам испрашивает себе у Бога болезнь. Просит, чтобы искупить свои грехи, либо чтобы ответить на великую любовь Божию, либо чтобы оказать помощь другим людям. Те, кто просил такой дар от Бога, были движимы большой любовью к Нему и к людям. И эта любовь сделала их любимыми чадами Божиими. С нашей стороны необходимо быть осторожными, чтобы не пытаться им подражать в то время, когда мы находимся на гораздо более низком духовном уровне. Потому что есть опасность возроптать на Бога, Который попустил нам испытание, хотя мы сами об этом просили» (25).
Митр. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) считает, что «Бог хочет терпения и надежды, если подвергает душу лишению, для ее испытания и очищения» (8: 329).
Свщ. Павел Адельгейм рассуждает о страданиях и их причинах следующим образом: «Отчего происходят беды на земле, отчего младенец, еще не живя на земле и не успев совершить ничего дурного, уже рождается калекой. Отчего люди страдают? Мы обыкновенно видим причину в грехе. Это совершенно верный диагноз всех наших скорбей. Грех — это источник и болезней, и страданий, и смерти, и тления ...
Разве не сами мы виноваты, что мы творим со своим организмом, с окружающей нас природой? Мы разрушаем себя своими страстями. Если человек пропитан алкоголем, естественно, что у него могут рождаться неполноценные дети. Иногда бывает и так, что человеку необходимо пройти через скорби. чтобы пережить полноту радости. Господь говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь … но когда родит младенца, уже не помнит скорби от той радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21).
Есть, братие, еще одна причина скорбей, когда человек выбирает добровольно свой крест для того, чтобы послужить Богу своей любовью и верностью. Господь ублажает этот путь. Он говорит: “Блаженны вы, когда вас преследуют, гонят и проклинают за Мое имя, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах” (см.Мф.5.11), — то есть человек сознательно выходит на битву со злом во имя Христово. Это был путь мучеников и преподобных. Разными путями приходится идти человеку …
И здесь (Ин. 9: 1-3 — П.Д.), когда ученики спрашивают: “кто виноват”, Господь говорит, что никто не виноват, хотя, конечно, грех имеет свое начало в скорби каждого человека. Никто не виноват — то есть никто не совершил конкретного преступления, за которое последовало бы вот такое наказание, этой связи нет…”» (27).
§2. Вообще, страдания:
● постигают нас, как наказание за грех, в том числе, и для воспитания праведности, т.е. «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 11). «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 6-8);
● даются для испытания верности Богу, смирения, очищения, укрепления в праведности, научения и воспитания (см., напр., Втор. 8: 2, 3, 16; Иов 2: 7 и др.; 2 Кор. 12: 7-10);
● происходят по «естественным» причинам, то есть в соответствии с «законами природы» [2]. Иначе говоря, — попускаются Богом (т.е. Бог в данном случае не вмешивается в события, происходящие в соответствии с законами, которыми Он наделил сотворённые Им объекты);
● посылаются для предотвращения греха: «В наше время, как особое благоволение Божие, можно ценить увечье, посланное Господом для того, чтобы предупредить грехопадение, лишить возможности совершать грех. Жаль, что многие этого не понимают» (прот. Валенитин Мордасов) (цит. по 3: 294);
● посылаются с небесной целью, тайна которой может являться для нас, на данный момент или вообще, непостижимой.
Отметим, что страдания человека могут быть обусловлены, напр., и его врождёнными физическими недостатками, не связанными с его грехами и грехами его родителей (Ин. 9: 3). При этом сами физические недостатки человека могут быть использованы для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9: 3) [3]. И даже смертельная болезнь человека, — в определённых случаях, — может быть к славе Божией: «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11: 4).
Также и преждевременная смерть человека может не являться следствием значительности совершенных им грехов. В Св. Евангелие об этом говорится так: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1-5).
Сноски (примечания) и цитируемая литература приведены в части 2. См. продолжение.
Добавить комментарий