«Вера в Бога — это требование предельно развитого человеческого ума» (русский философ, проф., доктор филологических наук, тайный монах А.Ф. Лосев. 1893-1988) (1: 189)
§1. Для человека нет ничего важнее, чем спасение, которое и является основной задачей Церкви Христовой. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16).
Поскольку выбор цели земной жизни человека и определяет, куда он будет двигаться — к Богу (иначе говоря, к своему спасению) или от Него, — то именно этот выбор и приобретает для человека важнейшее и основополагающее значение. Осознание цели жизни создает в человеке внутреннюю цельность, а также четкую и направленную доминанту.
Иными словами, если человек осознает цель жизни, то и сама жизнь приобретает для него определенный смысл, заключающийся в достижении выбранной цели. Это гармонизирует психические силы человека (разум, чувства, волю), создавая духовную направленность или духовную векторность. Именно поэтому так важно выбрать правильную цель жизни (поняв при этом ее логический и мистический аспекты), дающую человеку благодатную жизнь, как на земле, так и после телесной смерти. И тогда уже в жизни земной не будет места рабству страстям, которые могут стать для человека ложными и лукавыми богами, разрушающими душу и тело.
§2. В человеке, с одной стороны, действует родовая греховность (уклонение к греху, или укоризненные страсти), которая является следствием первородного греха. Эта поврежденность человеческой природы передаётся всем потомкам Адама и Евы, и является благодатной почвой для появления грехов, страстей и зла, ведущих к погибели. С другой стороны, в человеке действует Божественная благодать, ведущая к спасению.
Наличие греховности и благодати представляет собой совместное присутствие и напряженную борьбу двух основополагающих сил, противоположных по своей духовной направленности.
Св. апостол Павел говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7: 22, 23).
Эта борьба, или внутренняя брань, и характеризует динамику духовной христианской жизни — радость побед и драматизм поражений. Иначе говоря — наше движение к Богу или от Него.
Таким образом, земной путь христианина, включающий земные неудобства и скорби, проходит не в тишине и покое, а — в духовной брани. При этом некоторые подвижники ещё при жизни смогли достичь высокой степени духовности — бесстрастия. Преп. авва Дорофей говорит об этом так: «Отречением своей воли христианин приобретает беспристрастие, а с беспристрастием приходит с помощью Божией и в совершенное бесстрастие» (2: 34).
§3. Одним из самых ценных даров для нас является время нашей земной жизни. Поэтому, одной из хитрых уловок дьявола является внушение нам, что его осталось ещё много и не следует торопиться с выбором жизненного пути. Однако этот вопрос нужно решать уже сейчас, — поскольку от нас сокрыто, когда остановятся часы нашей жизни.
Свт. Тихон Задонский пишет: «Видишь, что свеча горит, и далее сгорает. Сей пример подает тебе знать, что и житие наше, пока живем, как свеча горит, а потом и угаснет, — и помнить кончину его, которая неизвестна в какой день и час будет: а потому всегда ожидать ее должно» (3: 354 со ссылкой на: «Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 2. 1899 г. С. 25»).
И этот выбор, определяющий, что будет ждать человека в вечности, каждому придётся сделать здесь — в своей земной жизни. Необходимо победить себя в себе, победить наследие первородного греха, про которое Антоний Великий говорит: «Зло приразилось к естеству, как ржавчина — к меди и грязнота — к телу» [1].
Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока ему отворят (Откр. 3: 20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Поэтому человек и ответственен за все свои грехи, даже с учетом невозможности их преодоления собственными силами, так как в возможности человека находится прибегнуть или нет к помощи Божьей. Ибо «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес. 3: 3).
По мнению преп. Ефрема Сирина: «Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения. Ибо, как скоро ты первый протянешь к Нему руку, Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя» (цит. по 6: 182). Здесь можно привести следующую аналогию. Человек в своей жизни находится как бы в некоем житейском море, где вместо морских волн бушуют волны страстей, соблазнов и похотей. И стоит Бог и протягивает руку помощи, руку спасения. И в воле человека, оказавшись вдали от берега, взять эту руку (этот спасательный духовный круг) и воззвать: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый» (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, песнь 6, ирмос), или оттолкнуть ее, но тогда уже сам человек будет виноват в своей погибели.
§4. В виде дополнения, предлагаю благочестивому читателю интересный рациональный довод в пользу выбора пути к Богу, при выборе цели жизни (жизненного пути). Этот довод, основанный на логическом умозаключении, высказан французским математиком, физиком и философом Блезом Паскалем (1623-1662). Суть довода заключается в следующем: «Вследствие нашей ограниченности мы не можем знать, есть ли Бог или нет, но мы необходимо должны признать то или другое, необходимо должны держать пари о бытии или небытии Бога. Что же выбрать? Без колебания, бытие Божье. Шансы выигрыша и проигрыша равны, но в случае выигрыша мы получаем вечное блаженство, а в случае проигрыша в сущности ничего не теряем» (цит. по 4).
Действительно, с точки зрения рационального (логического) мышления, бытие Божие, также, как и его отсутствие, недоказуемо формальными методами. Следовательно, можно предположить, как одно, так и другое. Поскольку нам необходимо выбрать: жить с Богом или без Него, рассмотрим варианты выбора и его последствия, учитывая, что ставка при этом выборе очень велика.
Если мы выберем путь к Богу, то в случае выигрыша получим вечное блаженство (т. е. приобретём все хорошее), а при проигрыше (если окажется, что Бога нет), по сути дела, ничего не теряем. Если же мы выберем отсутствие Бога, то в случае выигрыша — ничего не теряем и ничего не приобретаем, а при проигрыше (если окажется, что Бог есть) — подвергаемся мучениям (т. е. теряем все хорошее и приобретаем все плохое).
Таким образом, даже с точки зрения логического выбора, необходимо выбрать бытие Божие и путь к Богу.
Так поспешим же с выбором! Сегодня мы ещё можем успеть его сделать!
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабурин А., иер. Монах Андроник. Из разговоров с А. Ф. Лосевым // Москва, 1995. — № 4.
2. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея, душеполезные поучения и послания. 10-е изд. — М., 1913. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pagez.ru/ds/strasti_.php, свободный. — Загл. с экрана.
3. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.
4. Глаголев С.С., доктор богословия, проф. Московской духовной академии. Бог // Православная богословская энциклопедия. Том 2, столб. 881. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1901 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orthodox-books.info/literature/pravoslavnaya-bogoslovskaya-jenciklopediya/tom-2/bog.html#q1, свободный. — Загл. с экрана.
5. Свт. Григорий Богослов. Избранные слова. — М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002.
6. Новоселов М.А. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. Издательский дом: «Лепта-Пресс» — (Испытание мудростью. Вып. 7), 2003. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://predanie.ru/novoselov-mihail-muchenik/book/72345-dogmat-i-mistika-v-pravoslavii-katolichestve-i-protestantstve/#toc1, свободный. — Загл. с экрана.
___________________________________________________________
[1] Грех и зло достигли в падшем мире такой силы, что свт. Григорий Богослов даже говорит о практической невозможности человека не совершать грехов вообще: «Знаем, что вовсе не грешить — действительно выше человека и принадлежит одному Богу… (Слово 15)» (5: 490); «…Великое дело — вовсе не грешить или, по крайней мере, не согрешать тяжко, потому что быть совершенно безгрешным — Бог поставил выше человеческой природы (Слово 5)» (5: 505).
Однако эти слова не следует понимать дословно. Действительно, если бы безгрешность человека Бог поставил выше человеческой природы (выше человеческих возможностей), то есть в природе человека была бы заложена необходимость греха, то человек уже не смог бы нести ответственность за свои греховные действия, так как их совершение было бы заложено в его естестве и противление греху было бы непреодолимо для него. Иначе говоря, то что заложено в человеке без его воли и является для него непреодолимым, необходимым и насильственным, уже не является для него грехом. Здесь пропадает само понятие греха, как именно свободного, а не необходимого (не насильственного) действия.
Кроме того, такое мнение противоречило бы словам св. апостола Павла о том, что Бог не попускает искушения сверх наших сил: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (Кор. 10: 13).
Здесь нам указывается не на невозможность человека не грешить вообще, а только на невозможность собственными силами избежать греха и спастись. Св. Макарий Великий говорит: «Душа может противится греху, но не может без Бога победить или искоренить зло» (цит. по 215: 10). Действительно, Иисус Христос, в ответ на вопрос Своих учеников: кто же может спастись? (Мф. 19: 25; Мк. 10: 26), воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19: 26. См. также Мк. 10: 27).
Добавить комментарий