Жизнь человека насыщена событиями, яркими, радостными, грустными и печальными. Отношение к происходящему выливается в эмоции, на которые рассчитывает рынок, производители товаров и услуг, рекламисты и маркетологи.
Жизнь человека насыщена событиями, яркими, радостными, грустными и печальными. Отношение к происходящему выливается в эмоции, на которые рассчитывает рынок, производители товаров и услуг, рекламисты и маркетологи.
Чем ярче, глубже эмоции, вызывающие у человека желание потреблять, тем сложнее сохранить рациональность в потреблении и содержимое кошелка. Даже выработав в себе некоторые навыки финансово грамотного поведения потребитель, уйдя в бурю нахлынувших переживаний, готов забыть о рациональности и окунуться в море коммерческих предложения, общественных стереотипов и ритуалов, оставшись с нереализованными финансовыми целями и пострадавшими накоплениями.
Как сохранить финансы в моменты радости и горя, когда эмоции зашкаливают и желаемый (читать - навязанный) пакет услуг оказывается необоснованно раздутым и финансово тяжелым.
В первую очередь необходимо признать базисы: «бесконтрольная эмоция = бесконтрольные затраты», рынок услуг живет, в том числе, благодаря эмоциональным контрастам и стереотипам потребления. Во-вторых, постараться трезво промаркировать перечень приобретаемого по трем позициям: «необходимо», «хочется», «необходимо по стереотипу». В-третьих, с остывшем сердцем с рационального ракурса взглянуть на альтернативные предложения.
Остановимся на жизненном событии, которое бьет тяжелым молотом по нашим карманам.
Потеря близких приносит тяжелые, глубокие эмоции печали и горести. Каждый человек удостоен столкновения с похоронной процедурой близкого человека. Если оставить эмоционально-религиозные и философско-этические «блёстки» и вернуться в рыночный мир, увидим, что при выборе погребальных услуг человек сильно подвержен необдуманным затратам.
Как правило, похоронные бюро предлагают пакетную услугу «все включено» по разным тарифам. Чек на похороны в провинциальном городе по тарифу «минимальный» составить от 18 до 22 тысяч рублей. При втором рассмотрении комплекса услуг выходит, что «топпинги» оплачиваются отдельно и итоговая сумма в минимальном тарифе варьируется от 40 до 70 тысяч рублей (в тарифе «элитный» от 120 тысяч), при средней заработной плате в провинциальном городе в 26 тысяч. Подобное соотношение действует и для других, крупных городов РФ. От затрат на похороны родственники не защищены, но снизив эмоциональный накал (при всей сложности, но, возможности) удается оптимизировать статьи расходов в погребальном бюджете с помощью некоторых правил:
1. Взвешиваем необходимость приобретения полного пакета и дополнительных услуг у похоронной компании. Оцениваем свои расходы с точки зрения предмета затрат. Куда уйдут эти деньги, во что инвестируются – в соблюдение потребительских стереотипов? Наверняка тот, на кого будут потрачены «живые» финансы не ощутит на себе ни выгоды, ни убытков.
2. Рассматриваем возможность приобретения места «под елочкой» заранее, как для себя, так и для близких людей. Спрос на vip-места не падает, цены растут с завидной скоростью. Услуга по покупке родовых участков еще пугает жителей России, но уже доступна.
3. Помним, по закону РФ каждый россиянин после смерти имеет право на получение бесплатного места на кладбище. Предугадать доступность и удобство расположения, вид участка сложно. Часто люди, столкнувшись с горем, платят за «удобный» участок немалые суммы. В той же провинции, ценник от 40 тысяч за участок на так называемой 3-ей линии. Для кого удобен участок? - не забываем о предмете похоронных затрат.
4. Приобретаем религиозные наборы в оптовых церковных лавках самостоятельно по сниженной цене. Купить одежду и обувь для последнего пути можно на распродажах, не прибегая к помощи ритуальщиков.
5. Не забываем получить погребальные выплаты из пенсионного фонда.
6. Сокращаем затраты на поминальные обеды до минимума. Если разобраться в ритуале помина с точки зрения религии, обойдемся без «пышных» похорон на 100 человек с горячительными напитками. Так, по ритуальным правилам в христианской традиции поминовение алкоголем недопустимо. Как отмечают священники «чем больше алкоголя будет выпито в поминальный день, тем страшнее муки у души усопшего». Алкогольная продукция - недешевое удовольствие, отказываемся от нее и снижаем расходы.
Традиция поминовения не предусматривает в обязательном порядке наличие расширенного меню (первое, второе и компот) и популярных блюд. Поминки дело добровольное. Комментарий священнослужителей: «достаточно пожертвовать еду бездомным или малоимущим людям... Главное – молитвы за усопших».
Оправдывая излишние затраты на поминальные обеды человек ссылается на ритуал, религиозность, духовность (в русском ее понимании). Приведенные цитаты разбивают эти оправдания о чисто церковные традиции.
7. Соблюдаем основополагающий принцип финансовой грамотности – наличие финансовой подушки безопасности. Этот механизм помогает при непредвиденных финансовых сложностях и необходим современному человеку.
8. Помним и применяем «бабушкин лайфхак». Готовимся сами к встрече с небесами. Предметы из ритуальных наборов, одежда и прочие атрибуты заготавливаем заранее. Этот лайфак в какой-то степени похож на страхование жизни. Для тех, кому услуги страховых компаний не доступны, подойдет просто заблаговременная закупка всего необходимого для похоронной церемонии, а также вариант сбербанковской копилки. Таким образом избавляем своих родных от далеко будущих затрат.
*****
Из недавнего личного опыта вспоминается диалог с работником ритуального бюро. На мои вопросы о целесообразности приобретения религиозных «прибамбасов», которые бюро предоставляет в минимальном комплекте, внятного «духовного» ответа не последовало. Сказал: «традиция такая, все покупают». У меня же в мыслях промелькнуло выражение одного польского сатирика «У могильщиков не бывает мертвого сезона». Бесспорно.
К сожалению, все мы сталкиваемся или столкнемся с окончанием жизни. Эмоциональное отношение к проводам в последний путь зависит от многих факторов, позиций, воззрений и профессиональных статусов. Степень эмоциональной саморегуляции у людей различна. Но, быть финансового грамотными и проявлять рациональность в обществе потребления никто не запретит.
Из серии черного юмора вспоминаю жесткие слова друга – экономиста, сказанные мне в качестве поддержки: «С холодной головой помнить о холодном предмете затрат».
К счастью и по факту в жизни нас ждут и радостные, мажорные события, которые не оставят наши кошелки в покое. Об этом в следующих частях финансово грамотных заметок.
Мельникова Татьяна, консультант-методист Проекта Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Добавить комментарий