О типах личности написано немало. Но именно ввиду обилия информации легко утонуть в деталях, так и не добравшись до сути. Гештальт-терапевт Ольга Дулепина предлагает простую и понятную модель характеров, в основе которой лежит типология известного американского психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс и современные технологии моделирования.
Названия характеров пришли в психологию из психиатрии и поэтому могут немного пугать. Стоит понимать, что шизоиды — это не те, кто страдают шизофренией, а для паранойялов вовсе не характерно паранойяльное расстройство личности. Речь о здоровых людях — о нас с вами. О наших характерах, чертах, определяющих успех, и о том, какое поведение нам мешает.
Для удобства восприятия объединим характеры в три условные группы: «странные», «театральные» и «тревожные» — и посмотрим, какие черты ярче всего проявляются в каждой из групп.
Определить характер можно по трем критериям. Первый — тип психологической защиты, которым пользуется человек. Второй — привычная эмоция в ответ на внешние раздражители. Конечно, каждый из нас способен переживать всю гамму чувств, но некоторые эмоции в наших реакциях доминируют, запускают привычный способ реагирования, стереотипную модель поведения. Третий критерий — эмоции и ощущения собеседника при контакте с таким человеком (с тем или иным характером).
«Странные» — это люди с шизоидным и паранойяльным характерами. Их объединяет необычное или эксцентричное поведение. В ситуации стресса они переживают ужас и замирают. Со стороны их чувства нелегко заметить. Они и сами порой не понимают, что с ними происходит, и им трудно озвучивать свои переживания. В основе успеха «странных» лежит способность на лету схватывать суть и умение убеждать. Они умеют логически обосновывать свои мысли и внятно излагать их другим. Эти качества дают им ощутимое преимущество в любом споре или переговорах.
Тип защиты — отрицание, уход. Основная эмоция — ужас.
Мы обычно симпатизируем шизоидам, сопереживаем их хрупкости, можем быть тронуты их заботой, а можем злиться на отчуждение и отсутствие включенности в отношения. Когда вместо былой заботы и любви мы встречаем неожиданную холодность, это нас озадачивает.
Паранойялы
Тип защиты — проекция. Основные эмоции — страх позора и гнев.
Паранойялов уважают за серьезное отношение к делу, профессионализм и компетентность. Они поражают нас способностью «воротить горы» во имя целей и ценностей, восхищают умением вдохновить и повести за собой. При этом нас часто отталкивает их негативизм и то, что они предъявляют к нам завышенные требования или осуждают нас. Нас раздражает их привычка всегда быть правыми, нам больно, когда они застревают на обиде и не готовы нас простить.
В «театральных» — истероидах и нарциссах — бросаются в глаза демонстративные черты. Они активны и энергичны, обычно преуспевают и занимают высокое положение. Им важно находиться в центре внимания и высказывать свое мнение. Дипломатия — не их сильная сторона. Они отстаивают свое мнение твердо и бескомпромиссно. Эта особенность заставляет их проявлять свои лучшие стороны: не в их привычках легко сдаваться и отступать — скорее они заставят других сделать это.
Истероиды
Тип защиты — отреагирование как способ разрядки напряжения, вытеснение, сексуализация. Основная эмоция — стыд.
Они восхищают нас своей живостью, энергией и красотой. Мы злимся, заметив, что истероиды нас используют, обижаемся, когда игнорируют наши потребности, пугаемся их эмоциональной неустойчивости, возбудимости и гневных эмоциональных разрядок. Однажды такой человек может внезапно прервать отношения, и от этого нам больно.
Нарциссы
Тип защиты — идеализация и обесценивание (поочередно). Основные эмоции — стыд, скука, зависть.
Нас очаровывают их красота и шарм, мы завидуем их успеху и достижениям. Их высокомерие и эмоциональная недоступность задевают нас. Когда нарциссы приписывают нам исключительные качества, мы с тревогой ждем, когда маятник качнется в другую сторону и мы столкнемся с обесцениванием. Нас злит, когда нарциссы пытаются нас эксплуатировать и использовать как функцию для поднятия самооценки, а ощутив наигранность, мы теряем к ним доверие. Мы сопереживаем их одиночеству, но ощущаем холод, одиночество и опустошение, когда понимаем, насколько такие люди поглощены собой.
Для «тревожных» типичны тревога и боязливость. Обычно они приветливы и дружелюбны. Потребность в теплых сердечных отношениях — главное, что определяет их личность. Они могут забывать о собственных интересах ради других, стараются не быть обременительными. Изоляция для них невыносима. Действия «тревожных» интуитивны и эмоциональны. Они не всегда умеют аргументировать свою точку зрения, логически обосновать решения, зато у них отлично развита интуиция, на которую они могут полагаться. Успех «тревожных» основан на симпатии и сочувствии, которую они к себе вызывают. Их сила — в мягком и легком обхождении, а не в длительной напряженной погоне за результатом.
Депрессивно-маниакальные
Тип защиты: в депрессивной фазе — интроекция, в маниакальной фазе — отрицание. Основная эмоция — вина.
Их теплота и альтруизм вызывают у нас симпатию и уважение, а избыточная привязанность — тревогу и желание большей автономии. Нас пугает то, что они чрезмерно зависят от нас, и как быстро они находят поводы для печали и страдания.
Мазохисты
Тип защиты — отреагирование (с неосознаваемым намерением спровоцировать наказание) и морализация. Основные эмоции — вина, гнев.
Мы сочувствуем тому, что они пережили, восхищаемся их стоицизмом, тем, как легко они могут приспособиться, пожертвовав собой. Рядом с ними мы ощущаем собственное несовершенство. Нас раздражает, когда мазохисты демонстрируют собственную беспомощность, «мученичество», самоуничижение. Нам досадно понимать, что таким людям нужно лишь наше сочувствие и возмущение за них, а не помощь в решении проблем.
Обсессивно-компульсивные
Тип защиты — аннулирование сделанного, реактивное образование. Основная эмоция — вина.
Мы уважаем их за бережливость и пугаемся неожиданной расточительности, восхищаемся порядком и удивляемся неряшливости. Нас озадачивает, что чрезмерный контроль и явный его недостаток сменяют друг друга, пугает отсутствие живости и спонтанности. Нам досадно, когда мы понимаем, что от нас утаили чувства или сексуальные побуждения. Нас восхищают их дисциплина, добросовестность и обязательность, а раздражают — завуалированное критиканство и упрямство, чрезмерная вовлеченность в работу, неспособность просто быть, саботаж. Нас пугают их ритуалы и сомнения, тяга к азартным играм, причинение себе вреда.
Общаясь со «странными», приходится быть особенно бережными: шизоиды и паранойялы сверхчувствительны и ранимы. Контролируйте свою мимику и действия, ищите оптимальную дистанцию, если не хотите спугнуть и спровоцировать настороженность. Ваш собственный испуг подскажет, в какой момент остановиться или отойти.
С «тревожными»: депрессивно-маниакальными, мазохистами и обсессивно-компульсивными — нам достаточно комфортно и спокойно. Оказывая нам услугу, они не требуют немедленной отдачи, а в случае конфликта сглаживают противоречия. Такие люди стремятся быть «хорошими», чтобы их не отвергли.
В общении с «театральными» может появляться ощущение, что мы зрители, сидящие в партере. Актер — истероид или нарцисс — может убедительно играть роль, а может переигрывать. Игра может захватить нас, заставить искренне сопереживать либо ощутить неловкость от некоторой искусственности. При этом нужно быть готовым к тому, что нарцисс легко и без сожаления расстанется с нами, если получил то, что хотел, или если мы перестали им восхищаться.
Вам удалось узнать в описаниях себя, друзей, коллег? Есть ли что-то, что хотелось бы в себе изменить?
Итак, мы рассказали о трех группах характеров: «странных», «театральных» и «тревожных» — и представителях этих групп. Определить характер можно по нескольким критериям, в том числе по типу психологической защиты, который использует собеседник. В ситуации опасности «странным» людям свойственно замирать, «театральным» — сражаться, «тревожным» — убегать.
Защищаться от неприятной информации и переживаний естественно, но иногда представление о случившемся искажается, и мы начинаем жить в королевстве кривых зеркал.
Шизоидам свойственны два типа защит: отрицание и уход. Они могут не впускать в сознание нежелательную информацию, отрицать очевидное или уходить от непереносимых ситуаций в мир фантазии и грез, в себя, в болезнь. С таким человеком вы чувствуете одиночеством вдвоем: физически он рядом, а эмоционально далеко.
Защита паранойялов — проекция, достраивание реальности. Они приписывают окружающим собственные мысли, чувства, мотивы поступков и черты характера. Признать в другом социально неодобряемые качества (зависть, невежество, агрессию) легче, чем в себе. Отсюда неосознаваемая потребность исказить реальность.
Депрессивно-маниакальным свойственна интроекция: они принимают решения и действуют на основе чужих взглядов и убеждений — интроектов. Они «заглатывают» ценности людей, которые заботятся о них в раннем детстве, не «переваривая» и не осмысляя их критически. Часто они живут не своей жизнью, не понимая, чего хотят на самом деле.
Защита мазохистов — морализация: они морализируют и чувствуют, что обязаны следовать своему решению быть покорными и терпеть насилие. Так они возвышаются над агрессором и получают от других «сочувствующее возмущение», ничего не делая, чтобы улучшить свое положение.
Обсессивно-компульсивным свойственны изоляция, аннулирование и реактивное образование. Для них характерны навязчивые мысли, побуждения и действия. Они отделяют собственные мысли от чувств, чтобы избежать лишних переживаний, и это делает их похожими на роботов. Также они могут «аннулировать» сделанное — бессознательно уничтожать травмирующую мысль или эмоцию, или преобразовывать негатив в позитив: враждебность — в дружелюбие, ненависть — в любовь. Человек убеждает себя, что все, что он чувствует, относится только к одному полюсу.
Чтобы сохранить самоуважение, избежать осуждения и негативных переживаний, мы на автомате прибегаем к привычным защитам. Но в наших силах научиться сознательно использовать их тогда, когда они эффективны и полезны, и уменьшать их влияние, когда они искажают факты и вносят разлад в отношения.
Шизоидам свойственно дистанцироваться и автоматически отвергать близость, и над этим надо поработать. Почувствовав, что хотите отстраниться, напомните себе, что вам важна близость, просто вы ее боитесь. Если будете держать в голове желание любви, будет легче преодолевать страх и оставаться в контакте с партнером по общению.
Когда молчите, не рассказываете о себе, ни о чем не просите, это может вызывать в нем тревогу. Вовлекайтесь в отношения, говорите, в чем нуждаетесь. Можно сказать: «Я устаю от частых встреч. Мне нужно побыть одному, переварить впечатления». Расскажите, как часто вы хотели бы видеться и говорить по телефону.
Включенности в отношения мешает то, что вы подавляете злость, учитесь открыто выражать недовольство. Например: «Мне неуютно, когда ты задаешь столько вопросов», «Я сержусь, когда ты так часто мне пишешь. Я не умею так быстро отвечать».
Паранойялам необходимо контролировать негативизм и требовательность и научиться справляться с ситуациями, которые несут реальную или мнимую угрозу. Можно спросить себя: «Может, я излишне остро реагирую, «накручиваю» себя? С чего я взял, что этот человек настроен враждебно? Можно ли отреагировать на случившееся иначе? Как, какими словами, каким тоном?»
Останавливайте себя, если захочется кого-то покритиковать, поправить, навести порядок. Учитесь проявлять заботу: бережно касаться других, вовремя говорить теплые слова. Стремитесь к балансу между работой и жизнью. Контролируйте эмоциональные и физические перегрузки через телесные ощущения, чередование напряжения и расслабления.
Поддерживайте позитивное представление о себе. Ищите уверенность и самоуважение во взрослой позиции и способности принимать самостоятельные решения. Почувствуйте силу в самых разных своих качествах: дружелюбии, заботе, непосредственности и непринужденности.
Нарциссам необходимо контролировать постоянное ранжирование, оценивание и обесценивание. Не превозносите других до небес и не очерняйте их. Попробуйте изменить отношение к себе, заменив перфекционизм самоподдержкой. Признайте за собой право на ошибку, не занимайтесь излишней самокритикой. Перестаньте нуждаться во внешнем подтверждении своих достоинств. Переживая стыд, помните, что это чувство испытывают все. Изучайте себя, чтобы знать, кто вы на самом деле, каковы ваши истинные чувства и потребности.
Научитесь отличать свои чувства от желания доставить удовольствие или произвести впечатление на других. Выражайте эмоции без стыда, не бойтесь признавать зависимость от окружающих. Можно оставаться в их глазах прекрасными, сильными, непогрешимыми и одинокими, а можно признаться в своем несовершенстве, проявлять слабость и зависимость и обрести тепло человеческих отношений. Учитесь просить о том, в чем нуждаетесь.
Свобода в выражении негативных чувств усиливает близость, а фальшь и отсутствие контакта с чувствами приводит к отчуждению и психосоматическим реакциям. Защищайте свои желания и интересы, выражайте недовольство, которое ранее было направлено внутрь и делало вас несчастными. Старайтесь избегать полного слияния. Вы способны к автономии и сепарации от значимых людей. Учитесь самоподдержке и заботе о себе. Перестаньте осуждать себя за мнимые грехи и дурные мысли, избегайте тех, кто вас осуждает.
Мазохистам нужно уходить от унизительных отношений «доминирование-покорность». Учитесь контролировать проявления покорности, начните улучшать положение в семье и на работе. Защищайте свои права уважительно и настойчиво и наблюдайте за эффектом. Вы увидите, что это не разрушит отношения. Отстаивание прав в противовес страданию вызывает уважение. Разрешите себе выражать несогласие или досаду по значимому поводу. Заявляйте о потребностях из позиции взрослого.
Практикуйте здоровый эгоизм, поощряйте в себе стремление к успеху. Если достигли его, поздравьте себя и отпразднуйте победу. Перестаньте рисковать жизнью и здоровьем. Выйдите из отношений, если выходитесь в ситуации насилия, и стремитесь к сотрудничеству, партнерству. Составьте список из 100 желаний и начните их осуществлять.
На действия и решения, которые принимают обсессивно-компульсивные, сильно влияет чувство вины. Важно снизить это влияние, перестать сопротивляться выражению чувств и стремиться к честности. Получайте удовольствие от проживания чувств. Разрешите себе любые спонтанные действия, чтобы встряхнуться и почувствовать себя живым: покривляйтесь у зеркала, постройте себе рожицы, попрыгайте как ребенок. Позвольте себе побыть смешным, нелепым.
Открыто выражайте гнев вместо привычной для вас пассивной агрессии. Протестуйте, если вас что-то не устраивает или с вашими границами не считаются. Перестаньте подавлять «неправильные» желания и побуждения. Вы не обязаны быть всегда совершенными и добродетельными.
Изучайте, наблюдайте за собой. Давайте партнеру обратную связь о том, каково вам в контакте с ним, что вы чувствуете, когда он что-то делает или не делает в отношении вас. Наблюдайте за реакцией на свой эмоциональный отклик, учитывайте его обратную связь, оставайтесь в диалоге и договаривайтесь.
Новые и непривычные формы реагирования принесут ощутимые изменения в самооценке, настроении и поведении. Найдя свое истинное «Я», вы начнете выстраивать жизнь в соответствии с собственными желаниями и представлениями. Временный дискомфорт на пути изменений неизбежен, но наградой станут отношения, приносящие радость и удовлетворение.
* * * * *
Типы характеров в кино.
1. Группа характеров «Странные»
• Шизоиды:
- Лужин в мелодраме «Защита Лужина» (2000, Великобритания, Франция) по одноименному роману В.Набокова, в исполнил Д.Туртурро (в оригинале романа эти двое благополучно поженились)
• Паранойялы:
- Вайолет Уэстон в трагикомедии «Август» (2013, США) в исполнении Мерил Стрип.
- Женя из драмы «Нелюбовь» (Россия, 2017) в исполнении Марьяны Спивак, и ее мать.
2. Группа характеров - «Театральные»
• Истероиды:
- Майя в мелодраме «Давние любовники» (2009, Франция) в исполнении В.Бруне-Тедески
• Нарциссы:
- Алексей Темников в драме «После тебя» (2016, Россия) в исполнении Сергея Безрукова.
- Эдит Бувье Бил-старшая в драме «Серые сады» (2009, США) в исполнении Джесики Ланж.
3. Группа характеров – «Тревожные»
• Депрессивно маниакальные личности:
Депрессивные личности в кино:
- Джордж Фальконер в драме «Одинокий мужчина» (США, 2009) в исполн.Колина Ферта.
Маниакальные личности в кино:
- Костик в советском фильме «Покровские ворота» (1982) в исполнении Олега Меньшикова.
• Мазохисты:
- Эрика Кохут в драме «Пианистка» (2001, Франция) в исполнении Изабель Юппер
• Обсессивно-компульсивные личности с навязчивостями:
Компульсивные личности в кино:
- Брэндон в драме «Стыд» (Великобритания, 2011) в исполнении Майкла Фассбендера. Главный герой страдает сексоголизмом, компульсивной зависимостью от сексуальных контактов. Физическая близость для него каждодневная нужда, вожделение и мука, как доза для наркомана. Секс уже давно не приносит удовольствия.
Обсессивные личности в кино - Успешный писатель-романист Мелвин Юделл с навязчивостями в мелодраме «Лучше не бывает» (США, 1997) в исполнении Джека Николсона.
Об авторе: Ольга Дулепина — гештальт-терапевт, тренер и супервизор Московского гештальт-института, супружеский терапевт, онкопсихолог.
Добавить комментарий