Колеблющаяся мгла продовольственного кризиса разит с голубых экранов телевизоров. Проблема разрастается с непостижимой скоростью. Дискуссии полны пессимизма.
В мире не хватает еды. Заботимся, как прокормить растущую популяцию планеты, не нанося вреда окружающей среде.
В других частях планеты ГМО помогает выжить. Люди не возражают, если речь идет о перемене генов риса, скрещивании растений, случайном мутагенезе.
Рис - главный продукт питания для половины жителей земли. Сорок процентов урожая риса пропадает из-за вредителей, болезней, затопления полей. Ген устойчивости к воде Sub1 способен решить проблему 60 миллионов фермеров, живущих на два доллара в день, повысить урожай в три с половиной раза.
В чем же тогда проблема ГМО? Инстинктивно сторонимся генов бактерий, вирусов, но даем модифицированные рисовые хлопья детям на завтрак. Почему стримеры, блогеры и подкастеры - хорошо, а груша из магазина, которую сорвали 11 месяцев месяцев назад, плохо?
Диапазон применения ГМО ошеломляет.
Свиньи светятся в темноте из-за ДНК биолюминесценции медузы. В помидорах гены морозоустойчивости зимней камбалы. Паук-шелкопряд встроен в ДНК козы, чтобы протеины шелка появились в козьем молоке.
Мастерство радеющих за прибыль - в плавном переходе с травяного откорма - к пробиотикам и белкам. Главное применение технологий ГМО - сельское хозяйство: 90 процентов сои, хлопка, рапса, кукурузы, сахарной свеклы уже не будут прежними. Недостаток омега-жирных кислот в организме человека, ожирение у младенцев - следствие разбалансированного корма животных.
Жаждем получить максимум эффекта за минимум времени в малом пространстве. Несметное количество сельхозяйственных отходов загрязняет и отравляет океаны, истощая запасы воды.
Толки о модифицированных продуктах сродни политическому футболу. Кризис перепроизводства - упадок, истощение земель. Модель развития фабрик и заводов приводит благородные классы к обнищанию. Расходы предприятий - фактор, не дающий планете прокормить растущую популяцию. Только благодаря налогоплательщикам гамбургер в Макдональдсе стоит 2 доллара, объективная цена - двести. Токсины для обработки баклажанов в Бангладеш, два года хранения яблок в холодильных камерах Сербии, дают пессимистичный прогноз: полезные свойства продукта исчезнут к моменту поступления на прилавки. Смертность фермеров по причине применения химикатов - мировой статистический факт. Еды производим больше, пользы меньше. Прокормить - не значит выжить. Продукты, бедные витаминами, приводят к детской слепоте. Дорогое массовое производство, дешевая стоимость единицы продукции, убивают местное фермерское хозяйство.
Как прийти к продовольственной безопасности и ресурсосберегающему земледелию? Как выразить себя через еду, изменить качество жизни, питания? Потреблять обдуманно, заботиться о полезности пищи - нехитрые ответы на наболевшие вопросы.
Добавить комментарий