В сказках трудолюбивые и покладистые героини проходят через все препятствия и получают главный приз, в то время как их самоуверенные и надменные сводные сестры оказываются не у дел. В реальной жизни, зачастую, всё складывается наоборот. Действительно ли «хорошие» обречены страдать, пока "плохие" веселятся на жизненном пиру? Попробуем разобраться.
Формирование образа "хорошей девочки" начинается в раннем детстве, и ведущую роль в нем играют родители, в сознании которых существует образ идеальной дочери.
Идеальная дочь всегда опрятна, исполнительна, готова помочь старшим и младшим, жизнерадостна, привлекательна, неизменно доброжелательна и спокойна. Это не просто ребенок, который не создает проблем. Это маленькая помощница, этакий добрый семейный дух, который и о младшем братике позаботится, и собаку выгуляет, и пол подметет. При этом она отлично учится и нравится всем окружающим.
«Так почему это плохо?» - спросите вы.
Подумайте о том, что уже в детстве "хорошей девочке" прививают две привычки:
а) скрывать свои проблемы и негативные эмоции (нельзя огорчать маму и других родственников);
б) ставить интересы других людей выше собственных.
Кроме родителей, в воспитании «хорошей девочки» посильное участие принимают и школа, и значимые взрослые, которые морально поощряют её поведение и признают его единственно нормативным. А, самое главное и печальное, транслируют своё удовлетворение таким поведением ребёнку. Мало кто задумывается над тем, что послушный ребенок удобен для всех, кроме самого себя.
ГЛАВНЫЙ МОТИВ ПОВЕДЕНИЯ
В раннем детстве начинает формироваться и ведущий мотив поведения "хорошей девочки". И это - не желание награды (она учится не ради оценок и помогает не за вознаграждение), а страх быть отвергнутой.
Он начинается с первой же материнской фразы в духе "Если ты не сделаешь то-то и то-то, я не буду тебя любить" и длится до седых волос, распространяясь и на отношения с противоположным полом.
Поскольку "хорошая девочка" привыкла ориентироваться на мнение окружающих, ее подсознательно страшит любое неодобрение ее поведения. Ей кажется, что ее хотят отвергнуть, и она готова на все, чтобы угодить человеку, оказавшемуся рядом.
В каждой "хорошей девочке" живет невротичный ребенок, панически боящийся одиночества. Но парадоксальным образом, именно такие выросшие «девочки» чаще всего остаются одинокими или связывают жизнь с проблемными мужчинами.
НЕИДЕАЛЬНАЯ ИДЕАЛЬНОСТЬ
Важным компонентом мироощущения "хорошей девочки" являются каноны и социальные сценарии, которым она обязана соответствовать. Бывшая "идеальная дочь" уверена, что должна быть "идеальной женой/матерью/хозяйкой/возлюбленной", а заодно и хорошо зарабатывать, делать карьеру, отлично выглядеть и т.д.
А поскольку совместить столько достоинств в одном лице, да еще без помощи окружающих, крайне сложно, то неудивительно, что у "хороших девочек" зачастую невысокая самооценка. Они склонны обесценивать свои достижения и достаточно болезненно переживать "несоответствие" высоким идеалам.
Из-за стремления к идеалам зачастую обусловлены и проблемы в личной жизни. В запущенных случаях "хорошие девочки" способны отвергнуть вполне приличного претендента на руку и сердце только потому, что он неправильно ставит ударение в отдельных словах.
Весьма вероятна и другая крайность: мучительные отношения с алкоголиком или домашним насильником, которые "хорошая девочка" не может прекратить из-за ложного стыда и нежелания "выносить сор из избы", плюс она же хорошая, как она оставит человека в беде, как же он без неё?!
Самое скверное в "стремлении к идеалам" - это непонимание собственного "Я" и даже отказ от него. "Хорошая девочка" знает, что требуется окружающим, но часто затрудняется ответить что нужно ей самой. Она не решается выражать подлинные эмоции и даже не признается в них самой себе. Подобное пренебрежение своим "эго" дорого обходится, вызывая не только психологический дискомфорт, но и вполне реальные соматические заболевания.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Везде, начиная с научно-популярных статей и до бульварных журналов встречаются советы типа «станьте "плохими девочками"», «будь стервой» и все будет хорошо. Подобные рекомендации не слишком убедительны и, как показывает практика, совершенно не работают. Почему? Дело в том, что "я - образ" формируется годами и не меняется по щелчку пальцев. Куда продуктивнее переформатирование образа "хорошей девочки".
Можно быть "хорошей" и уметь отстаивать свои интересы, откровенно выражать эмоции, спокойно отказывать и не испытывать по этому поводу угрызений совести. Правда, это уже поведение взрослой женщины, а не девочки. Что ж, психологическое взросление - тоже один из путей к гармоничной и счастливой жизни.
Добавить комментарий