«Евангелие есть книга веры, свободы и совести, а не книга законов и правил. Евангелие надо читать и разуметь живым духом, глубиною своей собственной веры, своей свободы и своей совести, - а не формальным рассудком. Евангелие содержит некий благодатный и свободный Дух; и его надо принять своим личным духом. Не плоским и трезвым, обывательски-рассуждающим умом, но своим свободным, совестным и духовным смотрением, своею способностью - созерцать сердцем и веровать видением. Тогда окажется, что Евангелие не есть книга, связующая человека правилами, но живой поток любви и видения, вливающийся в душу и пробуждающий в ней глубочайшие истоки личной духовности...» (И. А. Ильин. Основы христианской культуры. П. 3: «Верный путь»).
К глубоким религиозно-философским и поэтическим словам русского философа, писателя и публициста И. А. Ильина хочется добавить и следующее. Св. Евангелие Боговдохновенно и многогранно. Оно также является и Учением о Царстве Небесном; Наставлением, как прийти в Царство; Символом и непревзойдённом примером Любви; Основой спасения и Повествованием о том, Кто и Какой Ценой принес его людям!
Следует отметить, что Евангелие содержит догматические, мистические, морально-нравственные и другие аспекты и непросто для понимания. Ведь недаром свв. отцы и учители Церкви оставили нам так много толкований стихов Евангелия!
Ибо, зачем же толковать то, что и так просто для понимания?!
И Спаситель учит нас о том, что тайны Писания открываются не всем: «…славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). И свв. отцы наставляют нас об этом же, напр., свт Иоанн Златоуст: «…Называя же их мудрыми, говорит не о мудрости истинной и достохвальной, но о той, которую они приписывали своим силам. Потому и не говорит: открыл безумным, но: младенцам, то есть, непритворным, простым…» (см. толкование на Мф. 11: 25); блж. Феофилакт Болгарский: «Бог многим не открывает Своих тайн» (см. толкование на Мф. 11: 25).
Да и известный толкователь Библии А. П. Лопухин говорит об том же: «…они не знают и не могут понять простых таинств или истин Царства Божия, открытых людям с чистым сердцем, которые походят на младенцев» (см. толкование на Мф. 11: 25). Другой толкователь Евангелия Гладков, напр., пишет, что притча о неверно
м управителе «считается ... настолько трудною, что некоторые толкователи совсем отказываются от объяснения ея...».
Таким образом, смысл слов Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, а также слов толкователей Св. Евангелия, включая свв. отцов, ясно и однозначно показывает нам, что Евангелие понятно не всем, а только определенным людям – «непритворным, простым», «людям с чистым сердцем, которые походят на младенцев».
Иначе говоря, – людям с определенными особенностями, или особенным людям (не путать с избранными людьми!).
О том же, что некоторые тайны открываются только избранным (т. е. тем, кому захочет открыть Сам Господь), говорят другие слова Спасителя: «…никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 12: 27).
СЧАСТЛИВЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ЛЮБВИ, ДАРОВАННЫМИ ИСТИННЫМ ПОНИМАНИЕМ СВ. ЕВАНГЕЛИЯ!
Добавить комментарий