Несмотря на солидный возраст психологии и большое количество посвященных ей работ, в настоящее время не имеется не только единого определения понятия «психика», но и единого методологического подхода к данному вопросу.
Содержание понятия «психика» существенно расходится в различных концептуальных подходах к данной проблеме.
В соответствии с различным пониманием психики можно выделить и
три основных подхода к пониманию психологии, как учения о психике:
● материалистический подход, рассматривающий психологию, как науку о нервной системе (включая головной мозг), ее проявлениях, свойствах, закономерностях, диагностике. Иначе говоря — как науку о психике без души;
● идеалистический подход, рассматривающий психологию, как учение об отдельной душе (то есть душе при ее нахождении вне тела) и ее способностях (силах, свойствах, особенностях). Иначе говоря — как учение о психике без тела;
● комплексный подход, рассматривающий психологию, как учение о душе и ее способностях при соединении с телом. Иначе говоря — как учение о психике человека или учение о душе, ее силах и их проявлениях при необходимом соучастии тела (точнее, нервной системы).
Психические процессы у человека представляют собой принципиально новое свойство, отсутствующее как у ангелов, так и у отдельных душ и животных.
При этом не следует отождествлять способности души мыслить, чувствовать, производить волевые акты и те же способности у человека, поскольку в последнем случае для их проявления необходимо нормальное функционирование как головного мозга, в частности, так и нервной системы, в целом (то есть нормальное функционирование тела).
новой разумной тварью;
новой чувствующей тварью;
новой живой тварью;
новой тварью вообще.
● от разумных существ (бестелесных ангелов и отдельных душ) — в том, что он представляет собой единство духовного и вещественного (то есть целое, составленное из невещественной души и вещественного тела). Поэтому, исправность (здоровое или нормальное состояние) тела является необходимым условием для нормального протекания психических явлений у человека;
● от неразумных существ (животных) — в том, что он создан по образу Божьему, с возможностью подобия Божьего и, в частности, наделен разумом и свободой воли (свободной волей).
Отметим двойственность (дуализм) поведения невещественной души в отношении зависимости проявления ее психических способностей от вещественного тела.
Так деятельность отдельной души совершенно не зависит от состояния тела, ранее составлявшего с ней человека. При соединении той же самой души с телом (то есть у человека), эта зависимость является очевидной.
Аналогичный дуализм в поведении одного и того же объекта мы наблюдаем и в окружающем нас физическом мире.
Так невещественный свет, в зависимости от условий его взаимодействия с вещественными объектами, тоже проявляет (ведет) себя по-разному: то, как частица, то, как волна*.
________________________________
* Боле подробно об этой теме см. в "Общие аспекты православной психологии. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Грифон, 2011. — 336 с. — (Очерки православной антропологии. Вып. 6)".
Добавить комментарий