Если под психикой человека понимать то, что производит в нем психические явления (процессы и состояния) и соучаствует в этом, то нетрудно показать, что психика не является ни душой, ни нервной системой.
Действительно, известны многочисленные случаи психических заболеваний человека, связанных с различными видами расстройств головного мозга, например, его сотрясением.
Однако, как очевидно, физические воздействия на вещественный мозг, приводящие к нарушению его работы или его разрушению, не могут вызвать повреждение невещественной и бессмертной души.
Таким образом,
С другой стороны, ряд авторов считает главным органом психики мозг. Однако в Библии и церковной истории приведены многочисленные сведения о сохранении отдельной душой (т. е. душой, разделенной с телом после физической смерти человека) психических способностей: видеть, слышать, мыслить, желать.
Кроме того, в литературе описаны различные случаи, когда люди после клинической смерти и прихода в сознание могли подробно рассказать о том, что происходило в комнате, где находилось во время реанимации их тело, а также о своих мыслях и чувствах в процессе реанимации.
Таким образом,
Отметим, что если бы душа по смерти тела лишалась бы, например, чувств (страха, ужаса, радости, счастья, любви), то какой бы был смысл в суде Божьем, определяющим, где находится душе: мучиться в аду или блаженствовать в Царстве Небесном?
Кроме того, при отсутствии чувств, также становятся ненужными ум и воля, поскольку эти понятия являются коррелятивными, то есть одно из них предполагает и другие.
Это указывает на то, что после физической смерти (смерти тела, включая мозг) умирает (исчезает) не сама возможность мыслительных и других процессов (чувств, желаний), а только их внешнее, видимое проявление.
Иными словами, эти процессы не являются свойствами (способностями) мозга, а являются свойствами души и сохраняются (и даже обостряются) при ее разъединении с телом.
Таким образом, несмотря на определенную и широко известную функциональную зависимость состояния мозга и психических явлений, мозг не является их производителем.
О соотношении телесных органов и невещественной души свт. Феофан Затворник говорит:
«Сердце телесное есть мускулистый серчак — мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства, которой мясное (физиологический орган) сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума»
Добавить комментарий