Подпишитесь
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

МИСТИКА И УМ НА ПУТЯХ К БОГУ

 

Среди многообразия путей, ведущих к Богу, можно выделить МИСТИЧЕСКИЕ и РАЦИОНАЛЬНЫЕ аспекты выбора этих путей.

 

Примером мистического пути является известное событие, произошедшее с Савлом, который, в результате общения с Иисусом Христом внезапно превратился из яростного гонителя христиан в их ревностного защитника — первоверховного апостола Павла.

 

Другой пример:

прп. Серафим Саровский, которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю:

«Усладился я — говорит прп. Серафим — словом Господа моего Иисуса Христа (о том, что): в доме Отца Моего обителей много (Ин. 14: 2). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, — только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал — сказать тебе невозможно… Ах, если бы ты знал, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы самая эта келия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости».

 

 

Что касается рационального аспекта на пути познания Бога, то следует отметить, что красота, гармония, причинность, целесообразность и мудрость мира свидетельствуют нам о его Творце и приводят нас к мыслям о Боге.

 

 

Немецкий философ Иммануил Кант говорил: «Есть две вещи, которые меня поражают: звездное небо надо мной и нравственный закон (т. е. закон совести — П.Д.) во мне».

 

 

И то и другое, по мнению прот. А. Меня, является отражением Бога.

 

 

В Библии сказано:

«Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника … ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13: 1, 5).

 

 

 

Свт. Иоанн Златоуст учит:

«Итак, когда ты поднимешь глаза и увидишь красоту, величие и благотворность неба, то устремись отсюда к Создателю … и из самого создания этих стихий усматривай, какова сила твоего Господа. Действительно, человек с благомыслящею душою, если захочет исследовать каждый из видимых предметов, если захочет внимательно рассмотреть только собственный состав, то и из этого малого увидит неизреченную и непостижимую силу Божию…».

 

 

Свт. Григорий Богослов наставляет:

«Небо, земля, море, словом — весь мир есть великая и преславная книга Божия», красноречиво проповедующая всем людям ο всемогуществе, премудрости, благости Творца и Промыслителя всего — Бога».

 

 

Св. Иоанн Дамаскин отмечает, что:

«Бог, по природе будучи невидимым, делается видимым через Свои действия… и замечая красоту небес, мы прославляем Творца, как прекрасного Художника».

 

Прот. Н. Малиновский пишет:

«Дарование людям сверхъестественного откровения Божия не устраняет значения и надобности богопознания естественного … Естественное богопознание, возбуждая вопросы ο предметах религии и не давая на них удовлетворительного ответа, рождает в душе жажду высшего религиозного знания и, таким образом, располагает людей к слышанию и принятию откровенного слова Божия…».

 

Старец Паисий Святогорец говорит:

«Ах, что за красоту сотворил Бог единым лишь Своим словом! Какая гармония, какое разнообразие! Куда ни взгляни — во всем видны Божии премудрость и величие. Посмотри на небесные светила, на звезды: с какой простотой рассыпала их Его Божественная рука! … Удивительно все, что создано Богом. Взять человеческий организм — да ведь это целое предприятие. Бог премудро определил всему свое место — сердцу, печени, легким. И растения — как же премудро Он их устроил! ... Во всем надо видеть Бога! И в растениях, и в животных – во всем. Да и как тут не удивляться! Крошечная пичужка отправляется в путешествие, достигает Африки, потом (без компаса!) возвращается обратно и находит свое гнездышко! ... Насколько же красиво создал все Бог! ... Куда на повернись — во всем увидишь премудрость Божию».

 

 

По мнению прп. Анастасия Синаита:

«… Если желаешь познать Бога, прежде познай самого себя, из собственного твоего строения, из собственного твоего состава, из того, что внутри тебя самого; пристально вглядись, как бы в некоторое зеркало, в собственную душу; рассмотри ее строение, и ты увидишь себя самого созданным по образу и подобию Божию».

 

 

Как полагает свт. Василий Великий:

«...к познанию Бога не столько ведет небо и земля, сколько собственное наше устройство, если кто благоразумно испытает сам себя, как говорит пророк: удивися разум Твой от мене (дивно для меня ведение Твое — П.Д.) (Пс 138: 6), то есть, рассмотрев самого себя, познал я превосходство Твоей премудрости» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9);

«Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Ты убежден в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твое величие. Вот; почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал <Дивно познание Тебя через меня> (Пс 138.6). Чудесным образом я пришел к познанию Тебя. Каким же образом через меня? Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца» (Беседы на Шестоднев. Беседа 10).

 

 

Да и в Св. Писании ясно сказано:

«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138:14)..

 

Кроме того, следует отметить и так называемые космологическое и теологическое доказательства бытия Бога, основанные на причинности и целесообразности, замеченной в мире пытливым умом:


- космологическое доказательство: «Бог существует как первопричина всех вещей и явлений. Это доказательство основано на допущении конечности мира во времени и существования его нематериальной причины»;


- теологическое доказательство: «В природе все устроено настолько целесообразно, что это можно объяснить, лишь допустив существование сверхъестественного разумного существа,

 

Таким образом, и мистика, и ум играют свою роль при выборе жизненного пути - пути к Богу.

При этом соотношение данных аспектов для каждой отдельной личности - различно.

бог мистика ум познание

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий