Подпишитесь
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ (в 2-х частях). ЧАСТЬ 2

§2. Наличие «врага» переводит необходимость существенного исправления политической, экономической и морально-нравственной ситуации внутри страны в необходимость борьбы с этим «врагом». И здесь уже становится не нужным поиск и исправление нелепых и преступных ошибок в управлении страной. Ведь во всех бедах будет виноват «враг», а не тупость, жадность, властолюбие, сребролюбие, славолюбие, сластолюбие, страх правителя, а также лакейство, лицеприятие и лицемерие его подданных. Одновременно с этим происходит усиление мер по борьбе с инакомыслием, выдаваемое за борьбу с «врагом».

 

Иначе говоря, здесь происходит подмена истинных, внутренних, причин различных проблем в обществе, — на внешние псевдо-причины. Такая искусственная и искусная сублимация внутренних причин во внешние происходит, в том числе, с помощью средств массовой информации, которые в тоталитарных режимах находятся в основном под контролем тирана и его приближённых, и используют в своих целях ложь, лукавство и полуправду. «Правдой» здесь становится только то, что выгодно тирану.

 

В научно-фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» есть замечательная фраза, ярко и точно характеризующая данную ситуацию: «Что такое правда? ... Мне объяснили, что правда это то, что сейчас во благо королю ... Все остальное ложь и преступление».

 

 

При этом подчинение тоталитарному или авторитарному режиму объявляется патриотизмом, а его критики — становятся «врагами народа» и «врагами государства», что вызывает повышенную и неоправданную агрессию со стороны псевдо-патриотов, как внутри страны, так и за её пределами. А ведь «агрессивное общество, — очень удобное, легко управляемое сверху. Только найди объект для агрессии. Агрессия в государственном масштабе может быть очень полезной вещью. Она заражает людей, делает их толпой, лишает их личностного сознания и превращает в бессознательное коллективное» (прот. Алексий Уминский) (7). Поэтому и используется разжигание ненависти (в светской и религиозной сферах) для укрепления неправедной власти.

Отметим, что чем больше социальное расслоение общества, в котором небольшая кучка людей забирает себе львиную долю национальных богатств, принадлежащих всему народу, — тем выше социальное напряжение и протестное движение. А чем они выше, тем больше должна власть тратить народных средств на создание, поддержание и увеличение репрессивного аппарата для подавления недовольства народа. Это, в свою очередь, способствует  ещё большему обнищанию простого народа, что вызывает усиление социального напряжения и — соответствующее усиление репрессивного аппарата и т.д. Такая вот обратная положительная связь имеется в тоталитарных режимах между обнищанием народа и затратами на средства борьбы со справедливым недовольством народа своей несправедливой нищетой!

Как очевидно, с точки зрения библейского и святоотеческого учения такая власть не отвечает божественному (да и светскому — тоже) предназначению власти и перед ней не следует преклоняться. Ведь апостол Павел учит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14, 15). 

По мнению Н. Бердяева: «Никто не мог никогда толком объяснить и оправдать, почему несомненные пороки и грехи для личности гордость, самомнение, эгоизм, корыстолюбие, ненависть, кровожадность и насильничество, ложь и коварство оказываются добродетелями и доблестью для государства и наций. Это есть самая большая ложь мировой истории» (8: 35). «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (Ин. 2: 16). Поэтому и говорил Иисус Христос, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36).

Архиепископ Аверкий (Таушев) о людях, променявших служение Богу на служение маммоне и антихристу пишет: «только совершенно слепые духовно люди могут не видеть, какая бешенная идет сейчас в мире подготовка к его (антихристу — П.Д.) скорейшему приходу и воцарению. Над этим, с необыкновенной энергией, достойной лучшего применения, работают его верные слуги, уже заранее продавшие ему свою душу за деньги и всевозможные земные блага: за почести, власть и господство в человеческом обществе, за всякого рода плотские удовольствия и наслаждения, чтобы получить возможность невозбранно и безнаказанно ими пользоваться.

Из многих предсказаний еще древних отцов Церкви мы знаем, что большинство людей, принадлежащих ко всем вероисповеданиям, в том числе и к нашему православному, не исключая священнослужителей, с восторгом примут антихриста, как своего владыку и царя, поклонятся ему и начнут преследовать и уничтожать всех, кто станет антихристу противиться.

И хотя антихриста, как одной определенной личности, мы еще не видим, уже теперь происходит в мире среди людей “отсеивание”: одни “идут в ногу” со слугами грядущего антихриста, покупаются за деньги и прочие земные блага и завербовываются в его лагерь, другие — решительно сторонятся, отмежевываются и отходят от них прочь, возбуждая к себе злобу и ненависть первых ...» (9).

§3. И вообще, как следует отметить, у праведного человека всегда должна присутствовать духовная аллергия на неправедные дела. Это оберегает от греховных пожеланий, лукавых богов, временных сокровищ и сделок с совестью за их обладание. В противном случае, человек может превратиться в раба своих страстей, «истлевая в обольстительных похотях» (Еф. 4: 22), и незаметно для себя попадая в духовные капканы, или чувственные ловушки с расставленными злыми духами «приманками удовольствий» [3] (имеются в виду страсти, овладевшие человеком и привязавшие его к себе). Ибо, «к чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него богом» (прп. Макарий Великий) (цит. по 10: 164).

Какой же пример и эталон поведения, касающиеся сказанного, мы можем найти в Библии? В Писании сказано, что Господь «созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9: 1, 2). Но ведь проповедовать Царство может только тот, кто сам знает Его не понаслышке. Ибо нельзя, например, рассуждать о вкусе апельсина, не пробуя его. А поскольку в Царстве нет лжи, лукавства, лицемерия, лицеприятия и лести, — которые настолько укоренились в падшем мире и захватили людей, что стали обыденным и привычным явлением в различных сферах их деятельности в мире сем, — то не было их и у апостолов. И их мысли, слова и дела соответствовали друг другу и были едины в своей духовной направленности. Поэтому и проповедовали они смело и правдиво, праведно обличая неправедную власть.

Так апостолы Пётр и Иоанн в ответ на запрет: «не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4: 18), сказали начальствующим: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4: 19). И продолжали с великою силою свидетельствовать о воскресении Господа Иисуса Христа (Деян.4: 33). И Савл, — будущий первоверховный апостол Павел, — после встречи с Господом (Деян. 9: 3-6), и крещения (Деян. 9: 18), — тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (Деян. 9: 20). Да и свв. апостолы, — на слова первосвященника о запрете учения об Иисусе Христе, — ясно говорили, что должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5: 27-29). И апостол Иоанн призывает соблюдать слово Его и поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2: 5, 6). Ведь Спаситель учит: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4: 10).

Другой, ещё более ранний, пример праведного обличения неправедной власти мы находим у пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. Иоанн Креститель, которого царь Ирод боялся, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6: 20), был заключен Иродом в темницу и обезглавлен за то, что говорил ему про Иродиаду: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6: 17, 18). По словам свт. Иоанна Златоуста Иоанн Креститель «усечен в главу за то только, что обличил Ирода» (Против иудеев. Гл. 8, п. 8).

Если бы Иоанн Креститель руководствовался земными соблазнами и мерками, то он вполне мог быть приближен к царю со всеми вытекающими из этого почестями и привилегиями. Но для великого пророка [4] истина была важнее привилегий, а истинная вера — выше надежд на царя земного. И он темницу и смерть за истину — предпочёл земным привилегиям и почестям за ложь и лукавство. Иными словами, предпочёл истину и вечные блага в Царстве Небесном — лжи и временным наслаждениям в царстве земном. Ибо Царство Божие [5] не от мира сего (Ин. 18: 36). Оно не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14: 17) и силою берется (Мф. 11: 12. См. также Лк. 16: 16). Поэтому, «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2: 19).

Тот же, кто, руководствуясь своими похотями и страстями (властолюбием, славолюбием, сребролюбием, сластолюбием и др.), льстит и всячески потакает начальствующим в их неправедных делах, и повинуется им больше, нежели Богу, тот сам свои страсти [6] делает своими богами. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Петр. 2: 19). Поэтому и нужно удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2: 11). Св. апостолы наставляют: попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13: 14); поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал. 5: 16); мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8: 12, 13).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Толкование Священного Писания. Монастырь «ОПТИНА ПУСТЫНЬ».

2. Свмч. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).

3. Свт. Филарет Московский (Дроздов).  Слова и речи. Слово 279: Беседа пред присягою дворянства Московской губернии к избранию в должности. 1853 // Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885).

4. Иеросхимонах Ефрем. Вступительное слово. Святая гора Афон, Карули, 1999 г. // Свт. Филарет Московский (Дроздов). Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных. Ч. 1. 

 

5. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. — М., «ДАРЪ», 2005.

6. Душенко К. В. Мысли и изречения древних с указанием источника: Древние греки. Древние римляне. Библия. Учителя Церкви. Мудрецы Талмуда. Эксмо, 2003. 

 

7. Прот. Алексий Уминский. Агрессия и христианство. Сайт «Православие и мир», 2013. 

8. Бердяев Николай.  «О рабстве и свободе человека». 

9. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3. Вторый Предтеча пришествия Христова. Куда мы идём?

10. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. — В 2-х т. — Т. 1. — СПб., Сатисъ, 2002.

___________________________________________

[1] «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15).

«Бойся, сын мой, Господа и царя» (Прит. 24: 21).

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Петр. 2: 13-19).

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13: 1-5).

«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф. 6: 5-8).

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу...» (1 Тим. 2: 1-3).

«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3: 1, 2). 

[2] Дословный перевод Рим. 13: 1с греческого текста: «не ведь есть власть, если не от Бога, — однако существующие от Бога установлены есть». Синодальный перевод: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Следует отметить, что греческий предлог, переведённый на русский язык, как «от», имеет и другие значения, в том числе и «под». Вообще, власть (как возможность что-либо совершать), с одной стороны, установлена Богом, т.е. получена от Бога, попущена Богом. С другой стороны, все мы ходим под Богом, в том числе и власть (начальствующие). Здесь «под» — признак подчиненности, поскольку Бог — является «властвующим над всякою властью» (3 Мак 7: 7). В связи с этим «земная власть» и от Бога, и под Богом (т.е. получена от Бога и находится под Его властью).

[3] «Прп. Максим говорит о «лукавых узах естества», которые накрепко связывают человека приманками удовольствий» (цит. по 59: 244).

«Блж. Иероним, побуждая к упованию на Бога, говорит: весьма много в мире льстивых приманок и бесчисленных сетей…» (цит. по 63: 352).

«С тех пор, как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато и все наслаждения чувственности и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных» (6: 28).

«... Диавол делает свое — раскидывает обольстительные виды чувственности: увеселения, бесстыдные и скверные лица женские; пищу, питье; наряды и прочее, прочее» (6: 76).

В Еф. 4: 22 говорится об образе «... жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях...».

[4] «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11: 11). «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя…» (Лк. 7: 28).

[5] «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Мф. 6: 33. См. также Лк. 12: 31).

[6] Отметим, что страсти являются духовной сетью дьявола, служащей ему для захвата и удерживания людей в своей власти

враг ложь лукавство полуправда агрессия внутренние причины внешние причины праведное обличение неправедная власть

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий