В настоящей статье, в кратком виде приведены основные сведения, касающиеся наиболее актуальных и острых вопросов по теме: «Вопросы брака и семьи в христианстве» (т. е. вопросов, вызывающих, как правило, повышенный интерес, и характеризующихся различными мнениями в понимании ответов на них). Более подробную информацию по данной теме можно найти в книге: «Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха (брак, семья, супружеская близость) — 2-е (3–е) изд, испр. и доп. — М.: Оранта, 2012 (2013). — 464 с. — (Христианская антропология и современность. Вып. 1)».
В христианском браке, в отличие от иудейского, можно выделить три стороны: религиозную, нравственную и физическую (10: 101) и три цели (представлены в порядке их значимости):
● взаимное содействие в целях спасения, гармоничного течения земной жизни и нравственного совершенствования; любовь и духовное восполнение одной личности другою;
● «предохранение от распутства и сохранение целомудрия» («погашение естественного пламени», «врачевство против беспорядочных влечений чувственности»);
● рождение детей и их воспитание.
При этом «погашение естественного пламени» является одной из целей брака, которая может быть и не связанна с деторождением. Кроме того, данная цель, по мнению свт. Иоанна Златоуста, имеет большее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение (см. об этом подробнее в ответах на вопросы 4, 5).
Если клонирование людей станет реальностью, то на клонов, также как и на всех людей, будут передаваться все последствия первородного греха, в соответствии со словами апостола Павла: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков... преступлением одного всем человекам осуждение (Рим. 5: 12, 18).
Мужское семя и сопровождающее его чувство, называемое иногда «чувственной похотью», не являются необходимыми элементами для объяснения передачи указанных последствий. Так, при клонировании, то есть зарождении без семени и похоти (впрочем, как и, вообще, при любом виде зарождения из плоти) эта передача происходит по общему закону преемственности, полагающему акт рождения как создание из себя подобного себе по роду, виду и индивидуальным качествам. При этом непосредственный переход последствий физического характера (то есть переход последствий первородного греха телу ребенка) происходит на генетическом уровне. Иными словами, при помощи генов, содержащихся в клетках тела и несущих в себе информацию о развитии зарожденного плода (см. об этом подробнее в 1: 392-403).
Механизм же перехода духовных качеств (механизм духовной наследственности) нам не известен, так же как неизвестен и конкретный механизм образования собственно души. Прот. Николай Малиновский говорит: «Образ происхождения человеческих душ составляет тайну, относительно которой возможны лишь только предположения...» (2: 337. Кн. 1). Однако, результаты действия этого механизма достаточно очевидны, широко известны, рассмотрены в различных работах (см. об этом подробнее, например, в 1: 328-391) и даже нашли свое отражение в известной русской поговорке: «Яблоко от яблони недалеко падает».
§1. Известное негативное отношение к естественному способу зачатия (называемому «унизительным зачатием», «зачатием в грехе» и т. п.) и особенно к чувству, сопровождающему акт зачатия и называемому «чувственной похотью», обусловлено тем, что именно мужское семя и это чувство ошибочно принимались за источник (основание, причину) наследственной греховности, за корень греха и сам грех.
С появлением возможности искусственного зарождения (искусственного оплодотворения и клонирования), то есть зарождения вне похоти и семени такое мнение необходимо пересмотреть. Это обусловлено тем, что в противном случае будет необходимо признать отсутствие последствий первородного греха при клонировании, являющимся беспохотливым и бессменным способом зарождения. А это, в свою очередь, противоречит словам святого апостола Павла о всеобщности распространения последствий первородного греха (Рим. 5: 12, 18).
§2. Естественное зачатие, а также чувства физического влечения и удовлетворения, в законном (освященном Церковью), браке не являются, сами по себе, ни порочными, ни греховными, ни постыдными. Это обусловлено следующими факторами:
● размножение благословлено Богом (Быт. 1: 28; 9: 1, 7), причем дважды Бог благословил людей размножаться уже после грехопадения прародителей в раю (Быт. 9: 1, 7). В связи с этим, как очевидно, выполнение заповеди Божией не может являться личным грехом, то есть нарушением заповеди. Поэтому, как очевидно, выполнение заповеди Божией не может являться грехом, то есть нарушением заповеди (закона);
● в Библии ничего не говорится о нечистоте или греховности собственно данных чувств в законном браке. Кроме того, в некоторых местах Священного Писания воспевается искреннее чувство любовных ожиданий и влечений (Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2-11), что обуславливает их непорочность и негреховность;
● в наставлениях и советах апостола Павла и свт. Иоанна Златоуста, касающихся супружеской жизни, по сути дела, говорится о супружеском удовлетворении природного (полового) инстинкта (для избежания «разжигания» страстей, толкающих на незаконное сожительство, являющееся большим грехом), а, следовательно, и о негреховности чувства физического удовлетворения в законном браке. Апостол Павел, в частности, пишет: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно...» (Евр. 13: 4). В Великом Каноне святого Андрея Критского также говорится о негреховности брака и супружеского ложа (Песнь 9. Читается во вторник первой седмицы Великого Поста). Одно из постановлений Гангрского поместного собора запрещает порицать благочестивую жену, имеющую со своим мужем физическую близость (Правило 1) (см. также ответы на вопросы 4, 5);
● целомудрием брака и супружеских отношений. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие». Амвросий Медиоланский говорит, что одной из форм добродетели целомудрия является целомудрие супругов (О вдовах). По словам митр. Сурожского Антония: «...целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком» (3: 510);
● положительным отношением Православной Церкви к браку, в целом и супружеской близости, в частности: «Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания...» (4);
● в некоторых стихах Книги Притчей Соломоновых прямо говорится о супружеских услаждениях без упоминания об их греховности. Другим примером поэтического воспевания любви является Книга Песни Песней Соломона, в которой приводится весьма обстоятельное и поэтичное описание любовных чувств, ожиданий, мечтаний и услаждений, например: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина» (Песн. 1: 1). Несмотря на аллегорический смысл стихов этой Книги, само их приведение в канонической части Священного Писания в виде гимна любви, то есть в положительном, а не в отрицательном смысле, говорит именно об отсутствие греховности в собственно любовных услаждениях. Однако это не следует путать с сексуальной распущенностью!;
● продолжение жизни рода, так же, как и продолжение жизни индивидуума, являются одними из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов (инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения). «Оба эти инстинкты вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью - дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно» - говорит прот. Серафим Слободской (5: 98). Поэтому вполне естественны и не греховны по своей сути и действия, направленные на указанное продолжение жизни (соответственно физическую близость и, например, питание), а также сопровождающие их чувства удовольствия, в частности, чувства физического влечения и удовлетворения.
§3. Отметим для сведения, что:
● Католическая Церковь также положительно рассматривает естественное зачатие, сопровождаемое семенем и чувствами физического влечения и удовлетворения, и считает супружескую близость целомудренной (негреховной) (6: 532, 538, 539);
● В другой монотеистической и авраамической религии - Иудаизме, тоже говорится, что «сексуальные отношения между супругами сами по себе не могут быть греховны...» (цит. по 3: 502, со ссылкой на: Вавилонский Талмут. Кетубот, 616 - 626);
● В Исламе, также являющимся одной из монотеистических и авраамических религий, о супружеской близости, в частности, сказано: «Ваши жёны - нива для вас, где вы культивируете ваш посев потомства. Они - ваше поле, где вы культивируете свои чувства и любовь, направленные на достижение цели, ожидая удовольствия и удовлетворения. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете, но предварительно делайте что-либо благое и для душ ваших. Вам разрешается иметь нормальные половые сношения с женщинами, как повелел Аллах. Знайте, что вы встретите Его и будете перед Ним отвечать. Обрадуй верующих великой наградой от Аллаха, если они повинуются Ему» (Коран 2: 187, 222, 223) (7).
§4. Вместе с этим, в Библии имеются строгие запреты на блуд и прелюбодеяние (физическое и мысленное) (Втор. 5: 18, 21; Мф. 5: 28) [1] и предупреждения о строгих наказаниях за эти грехи (см., например, Ос. 2: 4, 5; Прем. 3: 16; Прем. 4: 3-6; Сир. 23: 34; 1 Кор. 6: 9). По законам Ветхого Завета за грех прелюбодеяния полагалась смертная казнь (Лев. 20: 10). Хотя брак и дан (в частности) «для погашения естественного пламени», то есть является как бы лекарством (врачевством) от блуда [2], интимные отношения супругов не должны при этом становиться разнузданными [3]. Ведь как и яд, в определенных количествах становится лекарством, так и чрезмерное употребление лекарств может сделать их ядом. Подобное и в действиях человека: не является греховной, сама по себе, супружеская близость в законном браке. Греховной она становится от чрезмерности. Иными словами, греховной ее делает злоупотребление, а не ее сущность. Так, например, и процесс питания, не являющийся греховным по своей сути, также можно превратить (из-за чрезмерности) в грех - чревоугодие.
Иными словами, физическая близость супругов не должна превращаться в специальную и единственную цель брака, или становится самоцелью. Действительно, если в контексте брака оставить только чувство физического (полового) удовлетворения, то есть превратить интимную близость в самоцель (в самостоятельный источник получения удовольствий), то такая близость будет уже греховной.
Это обусловлено тем, что основной целью брака является помощь друг другу в спасении.
Кроме того, одной из основных целей является и деторождение. Супружеская же близость здесь выполняет роль средства или лекарства, помогающего избежать тяжкого греха - прелюбодеяния.
Таким образом, определяя грани (границы) дозволенного (негреховного) в отношение супружеской близости, необходимо избегать чрезмерности, как со стороны воздержания (чтобы не впасть в грех мысленного или физического прелюбодейства), так и со стороны излишеств (чтобы не впасть в разнузданность [4].
См. продолжение.
Сноски и цитируемая литература приведены во 2-й части
Добавить комментарий