«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...» (Втор. 30: 19-20);
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Ис. Нав. 1: 8);
«Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие» (Прит. 21:12);
«...надеющийся на Господа будет благоденствовать» (Прит. 28:25).
При этом Авраам вопрошал Бога: «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25).
§2. Однако в других стихах Библии сказано по иному, например:
«Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Пс. 11:9);
«я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их ... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс. 72:3,4,12);
«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93:3);
«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!» (Еккл. 8:14);
«Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный ... Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его» (Авв. 1:3,4,13).
§3. Приведём некоторые пояснения из Священного Писания:
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:19);
«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23:13, 14);
«Пустые споры между людьми .., которые думают, будто благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6:5);
«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс. 10:5).
«Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых» (Пс. 36:16).
«Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс. 144:20).
§4. Приведём также отдельные богословские пояснения:
«Грехи судятся … по самому естеству преступлений. Научаемся вместе и тому, что, хотя мы понесем тяжкое наказание за прежние грехи, но, если опять же впадем в те же грехи, потерпим еще большее наказание. И весьма справедливо. Ибо кто не улучшился от первого наказания, тот подвергнется большим мукам, потому что он бесчувствен и нерадив. — Для чего, скажешь, не все так наказываются? Ибо мы видим, что многие порочные пользуются здоровьем и благоденствием. Но то, что они не потерпели здесь ничего, будет поводом к большему наказанию там. На сие-то указывая, Павел говорит: “Будучи судимы от Господа, то есть здесь, наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром, то есть там” (1 Кор. 11: 32). Ибо здешние страдания есть вразумления, а тамошние — наказания» (блж. Феофилакт. Толкование на Ин. 5:14).
«Почему добрые люди иногда умирают мучительной смертью, а злые — спокойно? Был пустынник, старец жизни святой. Послушник его в одно время отлучился в город, который был недалеко от их пустыни. В городе хоронили тогда градоначальника, человека злого, порочного. Погребение однако было пышное: гроб был великолепный, покойника провожало все городское духовенство, народу было тьма, всякого звания и состояния. Послушник, посмотрев на погребение и исправив свои нужды, возвратился в свою пустыню, но что же он увидел? Святого его старца растерзал лютый зверь... “Увы! Господи, где же правда? — возопил ученик. — Злой градоначальник умер так славно, погребен так пышно, а мой святой старец...”. Когда оплакал так, взывая к Богу, перед ним предстал Ангел и сказал: “Что ты плачешь о лютой кончине своего учителя и завидуешь славной смерти градоначальника? Тот градоначальник, живя во грехах, однажды сделал дело доброе, и в награду за то славно погребен на земле; но за злые свои дела он понесет наказание: муки вечные ожидают его в будущей жизни. Твой же учитель — старец всю жизнь делал угодное Богу; но как человек раз учинил некоторый малый грех, и за этот-то грех умер такой лютой кончиной. Зато теперь он будет чист от своего греха, и потому несомненно будет в раю”. Так вот почему иногда добрые и честные люди умирают злой и мучительной смертью, а злые и порочные умирают славной и, по-видимому, спокойной кончиной.
Святой Афанасий Александрийский так разрешает это недоумение: «Благочестивые, умирающие горькой смертью, имели какой-нибудь малый грех, от которого такой бедственной смертью разрешились, чтобы удостоиться больших почестей» (см. «Христианск. чтен.», 1842 г., ч. 2, июнь). И потому когда видите или слышите о лютой смерти праведного и славной кончине порочного, то не смущайтесь, а научайтесь из этого тому, как всегда правдивы неисповедимые суды Божий. У Бога никакое доброе дело не оставляется без награды, и никакое дело худое не оставляется без наказания. В Боге нет лицеприятия; добро и в порочном Бог награждает, а зло и в праведнике, наказывает. Итак, не слишком радуйся, когда тебе в жизни все удается, когда во всем ты успеваешь: быть может, Бог воздаст тебе за свои труды в сей жизни, а для будущей ничего не оставит; все здесь получишь, а там не будет тебе ничего. И особенно бойся своему во всем счастью, когда ты за свое счастье Бога не благодаришь и ближних не делаешь счастливыми. С увеличением твоего счастья непременно надобно тебе умножать благодарение к Богу и прибавлять заботы о счастье других. Счастье бедственно для того, кто не делает счастливыми других. А как нелегко, как трудно при счастье своем помнить о несчастье других! И потому-то еще скажу: не слишком радуйся своему счастью. Не предайся излишней скорби и при несчастье. Всякое несчастье, малое и великое, посылается нам от Бога наказание за наши грехи, малые и великие. А если Бог наказывает нас чем-нибудь здесь, то это явный знак, что Он хочет нас там помиловать. Тут потерпим временно за грехи, зато там будем покойны, вечны покойны. Аминь» (из поучений прот. Р. Путятина).
§5. А вот, что говорит по данному вопросу Сам Господь:
«Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: “что мы говорим против Тебя?” Вы говорите: “тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы”. Но боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему (выделено — П.Д.)» (Мал. 3: 13-18).
Добавить комментарий