Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

О ВОЛЕ БОЖЬЕЙ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯХ

 

 

Поскольку Бог всемогущ [1] и всеведущ [2], то, следовательно, всё в мире совершается по Его воле. Из этого умозаключения иногда делается вывод, что всё происходящее,  в том числе  и неправедную власть, и неправедное богатство, нужно принимать со смирением и не противиться этому. Ведь это проявление Божественной воли и, следовательно, угодно Богу.

 

Однако с данным выводом нельзя согласиться. Он является ошибочным морально-нравственным и духовным обоснованием невмешательства в неправедные дела. Ведь с таким же основанием можно сказать, что если всё происходит в соответствии с волей Божьей, тогда и грех тоже происходит по воле Божьей и угоден Богу! Но ведь грех — это, наоборот, — неугодный Богу поступок (мыслью, словом, делом), или нарушение Его воли!

 

Здесь всё дело в том, какой смысл мы вкладываем в понятие «воля», и всегда ли, что происходит по воле Божьей, или что Богу угодно, означает, что Богу это приятно (нравится)? В начале отметим, что термин «воля» является многогранным, т.е. имеет различные значения. Так, например, этот термин означает власть [3], желание [4], одну из психических сил души [5], свободу [6], возможность выбора [7].

 

В рассматриваемом же нами случае «воля» имеет два значения: власть и желание. Таким образом, слова: «всё в мире совершается по воле Божьей» означают: «всё находится во власти Божьей и всё совершается по Его желанию». При этом воля Божья проявляется, в основном, двояко:

 

● когда Бог не вмешивается в происходящие события и позволяет им происходить в соответствии с «законами природы» [8]. Иначе говоря, в соответствии со свойствами, которыми Бог наделил созданные Им объекты. В этом случае имеет место попущение Богом определённых событий, в том числе, греха;

● когда Бог вмешивается в происходящие события и направляет их определённым образом. В этом случае нарушаются законы природы, и имеют место чудеса [9].

Заметим, что в Библии можно встретить ещё один вариант проявления воли Божьей, содержащий одновременно аспекты Его вмешательства и попущения. Так в Книге Иова говорится о наведении Господом зла на Иова (Иов. 42: 11) — человека непорочного, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла (Иов 1: 1, 8), — для проверки и укрепления его верности Богу [10]. Здесь вмешательством Божьим является отдание Им в руки сатаны всего, что было у Иова (Иов. 1: 12). Попустительством — невмешательство в действия сатаны [11].

 

Следует отметить, что, если Бог попускает грех [12], то данное попущение происходит, как очевидно, по воле Божьей, Его желанию и, следовательно, угодно Ему. Однако из этого вовсе не следует, что и собственно грех  —  также  угоден  Богу и приятен Ему [13]. Из этого следует только то, что Богу угодно вместо нарушения свободы воли (свободной воли) [14] разумного существа, попустить ему грех [15]!

Слово «вместо» имеет здесь важное значение, поскольку говорит об ограниченности выбора, допускающего, в том числе, и выбор из «двух зол». В этом случае, как известно, из двух зол выбирают меньшее. Так, например, если человеку должны отрубить одну из рук, то правша выберет левую. Если же, при этом просто сказать, что человек сам захотел отрубить себе левую руку, то (при такой неполноте информации) возникнет подозрение, что этот человек, либо самомазахист, либо сумасшедший. А вот, если сказать, что человек сам захотел, чтобы ему отрубили левую руку вместо правой, то тогда всем будет понятен его выбор! Таким образом, здесь человеку угодно не собственно отрубание его левой руки, а отрубание левой руки вместо правой!

 

Таким образом, всё происходит по воле Божьей, проявляющейся, в том числе, в виде угодного Богу попущения неугодного Ему греха, вместо, ещё более неугодного Богу, нарушения свободной воли, дарованной им разумному существу (т.е. Бог иногда попускает греховный поступок со стороны разумного существа, не желая насильственно вмешиваться в его свободную волю). Из этого, в свою очередь, можно сделать вывод: поскольку грех не может быть приятен Богу, то, хотя всё и совершается по Его воле и желанию, однако не всё совершаемое приятно Ему, или всё происходящее [16] угодно Богу, но не всё Ему нравится!

 

Поэтому из того, что всё в мире совершается по воле Божьей, вовсе не следует, что неправедную власть, и неправедное богатство нужно принимать со смирением и не противиться им. Кстати говоря, и в обыденной жизни иногда приходиться делать выбор из того, что не нравиться. В этом случае, как говорит известная пословица, «из двух зол выбирают меньшее» [17].

 

Здесь, какое бы зло мы не выбрали, большее или меньшее, оно всё равно, являясь злом, не может нам нравится. Хотя, при этом наш выбор был в нашей воле (власти), нам угоден и сделан по нашему желанию. Так, например, родители, относясь к своему ребёнку, как к личности, и уважая его свободу, могут попустить ему определённый поступок, который им не нравится. И сделают они это потому, что, в данном случае, им ещё больше не нравиться нарушить выбор ребёнка, его свободную волю [18]

 

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. — М.: Православный Свято – Тихоновский богословский институт, 2003.

2. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. — М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ, 2005.

3. Голубинский. Ф. А., прот. проф. Лекции философии. Метафизическая психология. Москва. Печатня А. И. Снегиревой, 1898.

4. Великий канон. Творение св. Андрея Критского.

5. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, 1998.

6. Азбука Христианства. Словарь – справочник. Сост. А. Удовенко. — МАИК «Наука». 1997.

7. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на 1 Петр. 5: 5. 

8. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Ос. 8: 7. Опубликовано 31.07.2017. 

9. Азбука Христианства. Словарь – справочник. Сост. А. Удовенко. — МАИК «Наука». 1997.

10. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на 1 Петр. 5: 5.

11. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Ос. 8: 7. Опубликовано 31.07.2017. 

 

 

________________________________

[1] Например: «Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий…» (Быт. 17: 1); «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их: Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс. 32: 6, 8, 9); «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14: 24); «…велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!» (Откр. 15: 3).

[2] Например: «…в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138: 16); «…у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 30; Лк. 12: 7); «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4: 13). 

[3] Например, «…не в воле человека путь его...» (Иерем. 10: 23).

[4] Например, «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много…» (Лк. 12: 47).

[5] Например, «Греховному повреждению подверглись все силы души: ум, воля и сердце» (1: 319. Книга 1).

[6] Например, «…пусть отпустит их на волю…» (Исх. 21: 26, 27).

[7] Например, «Но кто … будучи властен в своей воле, решился в сердце своем…» (1 Кор. 7: 37). 

[8] Все сотворенное Богом можно разбить на два вида: объекты, представляющие собой вещественную или духовную субстанцию, и свойства, которыми Творец наделил эти объекты. Эти свойства называют «законами природы», про которые свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «Мне дано узнать, что природа управляется обширнейшим, премудрым законодательством, что законодательство это одинаково объемлет и громаднейшие, и самые малейшие творения. Ничто из существующего не изъято из подчинения законам» (2: 4). Проф. прот. Ф. А. Голубинский пишет: «Когда свободная воля Творца решила привести из небытия в бытие новые существа, то премудрость Его, постоянно и неизменно действующая, сообщила субстанциям сотворенным и законам их существования и действования характер необходимости и постоянства… Так постоянство законов и в духовном и физическом мире есть отражение необходимости Божественного действования… Образ неизменяемости Его (Божества — П.В.) можем видеть в субстанциях и постоянных их законах» (3: 26, 27, 30).

[9] «Где пожелает Бог, там нарушается порядок природы, ибо Он творит, что благоизволит» (21. Песнь 4, читаемая в понедельник первой седмицы Великого поста). В Библии приведено множество примеров различных чудес, включая воскрешения мёртвых (Мф. 9: 18, 19; Лк. 7: 12-15; Ин. 11: 11-14 и др.).

[10] О том, что Господь может навести на людей зло (также, как и благо), — повествуется и в Книге Иеремии: «Ибо так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, какое Я изрек о них» (Иер. 32: 42).

[11] В дальнейшем Бог возвратил потерю Иова, дал ему вдвое больше того, что он имел прежде и  благословил  последние дни Иова более, нежели прежние  (Иов. 42: 10, 12).

[12] Например, «И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы, и попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я Господь» (Иезек. 20: 25, 26); «…и попускал Я всякого человека враждовать против другого» (Зах. 8: 10).  

[13] Грех не может быть приятен Богу. Ведь Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), а грех отводит от спасения. Грех приятен и привлекателен не для Бога, а для человека, готового его совершить: «…у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7).  О приятности для человека греха и его горьких плодах, святые отцы пишут: «Сладок человекам грех, но горьки его плоды им. Семя горькое горькие и плоды рождает» (свт. Тихон Задонский) (цит. по 2: 265 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 5. С. 221); «Вместо Евы чувственной во мне восстала Ева мысленная — страстный плотский помысел, обольщающий приятным, но вкусу доставляющий всегда горький напиток» (4. Великий канон, читаемый в понедельник первой недели Великого поста. Песнь 1). 

[14] Под термином «свободная воля», в отличие от термина «воля», понимается возможность духовного (нравственного) выбора. При этом, если на физическую свободу можно повлиять и ограничить её в самой различной степени, на нравственную свободу (то есть на собственно возможность нравственного выбора) принципиально нельзя повлиять и ограничить ее. Иначе говоря, повлиять можно на результат выбора, но не на саму возможность нравственного выбора (речь здесь о дееспособном состоянии человека, т. е. состоянии, при котором человек понимает свои действия и возможные их последствия).      

[15] Между всемогущей волей (властью) Бога и свободной волей (свободой выбора) человека, дарованной ему Богом, нет несоответствия или антиномии, как это иногда считается. Ибо, свободная воля человека это и есть одно из проявлений Божественной воли.          

[16] В происходящих греховных событиях можно выделить, в частности, два аспекта:

а) неугодный Богу грех;

б) угодное Богу попущение греха, вместо нарушения свободной воли человека. 

[17] Прп. Иоанн Лествичник учит: «При сравнении зол, должно избирать легчайшее...» (5: 192. См. Слово 26, гл. 69, 70) и приводит следующий пример: «Однажды, когда я был еще молод, пришел я в один город или селение, и там во время обеда напали на меня вдруг помыслы объедения и тщеславия. Но боясь исчадия объедения, я рассудил лучше быть побежденным тщеславием, зная, что в юных бес объедения весьма часто побеждает беса тщеславия. И сие неудивительно: в мирских корень всех зол есть сребролюбие, а в монахах — объедение» (5: 192. См. Слово 26, гл. 69, 70).

 

[18] Дополнительно к сказанному, ещё раз кратко рассмотрим приведённое выше положение: «если всё происходит в соответствии с волей Божьей, тогда и грех тоже происходит по воле Божьей и угоден Богу». Отметим, что, с одной стороны, умозаключение: «грех тоже происходит по воле Божьей и угоден Богу» логически вытекает из суждения (посылки): «всё происходит в соответствии с волей Божьей». Однако, с другой стороны, как говорилось выше, получается, что грех, являющейся нарушением Божественной воли, соответствует Ей! Это происходит потому, что данное положение в представленной форме не обладает полнотой информации, достаточной для правильного понимания его смысла. Для устранения этого недостатка, указанное положение можно представить, например, в приведенном выше виде: «всё происходит по воле Божьей, проявляющейся, в том числе, в виде угодного Богу попущения неугодного Ему греха, вместо, ещё более неугодного Богу, нарушения свободной воли, дарованной Им разумному существу.

 

Рассмотрим и другие предлагаемые варианты формулировки положения о Божьей воле:

- «Всё в мире происходит по воле Божьей, но не всё по Его желанию… Многое, совершающееся в мире, не угодно Богу» (9: 48);

 

- «…тут не воля, а скорее попущение Божье…» (10 смотри);

 

- «Власть всегда от Бога. Но одна власть по воле Божией, другая по попущению для наказания и вразумления осуетившихся людей» (митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) («Православный Петербург», № 9, июнь 1993 г. );

 

- «...в какой же мере и до какой степени можно говорить о воле Божьей применительно к событиям, происходящим в жизни отдельных людей и целых народов? Где заканчивается Его воля и начинается то, что теологи называют обычно попущением? Конечно, определить чёткую границу тут, скорее всего, невозможно. И всё же критерий есть: о попущении Божьем можно говорить тогда, когда Он никак не вмешивается в те причинно-следственные связи, которые определяют жизнь каждого в падшем мире. Для непреображённого мира причинно-следственные связи — реальность определяющая, а после падения они стали и вовсе чем-то самодовлеющим. И человека из-под власти этих связей, из-под влияния тех следствий, которые влекут его (как правило, греховные) поступки, вырвать может только Сам Бог, и только путём Своего непосредственного вмешательства в ситуацию. Вмешательства, самым радикальным и окончательным из которых стал приход в мир Мессии. Но бывает, что человеку или целому народу удаётся успешно блокировать все попытки Бога вмешаться: ведь человек свободен, а Бог его свободу уважает абсолютно. И тогда тому, кто посеял ветер, останется лишь пожинать вполне ожидаемую бурю» (11);

 

- «богословы различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие…» (сайт «Символ веры».).

 

Здесь в первом варианте как бы противопоставляются «воля» и «желание», во втором, третьем и четвёртым — «воля» и «попущение», в пятом — «желание» и «попущение». Однако «желание» — это и есть одно из значений «воли», а «попущение» — один из вариантов её проявления. В связи с этим, данные термины не следует противопоставлять. О том, что Господь может навести на людей зло (также, как и благо), — повествуется и в Книге Иеремии: «Ибо так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, какое Я изрек о них» (Иер. 32: 42).

 

воля Божья попущение чудо зло грех

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий