Любовь, — являющаяся (как и молитва) щитом и мечом в борьбе со злом, — является и главным его уничтожителем [1]. Однако в падшем мире, к сожалению, она не всегда представляет собой эффективное и универсальное средство в борьбе с некоторыми видами злом.
Поэтому, в искаженным грехом падшем мире, не все подряд следует любить. Апостол Иоанн Богослов учит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей...» (1 Ин. 2: 15).
И пока в падшем мире нет всеобщей любви, и мир ещё не преобразован этой любовью, нам нужно бороться за неё. И всё, что препятствует этой любви — является злом! Ибо Спаситель заповедовал нам любить друг друга [3]. Да и апостол напоминает нам: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1: 22).
При этом борьбу со злом необходимо вести всеми способами: мыслью, словами, делами. И при объективной необходимости, — вызванной праведными причинами, а не личными корыстными интересами, — применять силу, строго и адекватно обосновывая, и дозируя её. Ведь Сам Бог помогает даже в войнах, если они праведные [4].
Однако здесь, ни в коем случае, не следует переходить на трансформацию религии любви в религию ненависти! Ибо полностью и всегда мы должны ненавидеть только грех, искажающий первоначальную природу человека, и его последствия — зло. А грешника — мы должны любить (если эта любовь не будет наносить вреда нашим близким, Родине и вере). И не следует позволять богословию ненависти превалировать над богословием любви. И нельзя использовать ненависть, как обоснование расправы над инакомыслием: религиозным и/или светским. Ведь даже самые благочестивые и благородные порывы могут стать злом, если их начать реализовывать с помощью неадекватного (злобного, необоснованного, излишнего) насилия. Так и лекарство, при чрезмерном использовании, становится своей противоположностью — ядом!
В Евангелие ясно сказано: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ([5] — П.Д.) ... Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 12, 14, 15).
Таким образом, с одной стороны, — добро должно быть с кулаками. Ведь бездействие в отношении зла (неправедного поступка) является его фактическим потаканием. С другой стороны, — защита добра не должна сама превращаться в зло (становиться злом). Поэтому использование силы должно быть строго регламентировано (обосновано и дозировано)! Ведь защита праведности не должна содержать в себе неправедные аспекты (методы) защиты.
Однако, — как показывает история, — в падшем мире, к сожалению, всегда имеется опасность, что силовая защита добра может быть связана — с ложным и корыстным обоснованием этой защиты и/или — с чрезмерным использованием силы.
Господь наш, творящий милость, суд и правду на земле [6], вразуми нас, грешных, — отличить добро от зла; дай нам мудрость — для понимания воли Твоей святой, и силы — для исполнения её. Ведь без Тебя мы все погибнем в духовной проказе грехов своих. Господи, открой духовные очи наши. Ведь странники мы на земле и путь наш земной короток. Помоги нам уразуметь и исполнить заповеди Твои. Ведь в этом наше спасение. Ибо заповеди Твои — ограда духовная, предохраняющая от падения в пропасть грехов и страстей.
_____________________________________________
[1] «...побеждай зло добром» (Рим. 12: 21).
[2] Действительно, ведь любовь к Богу предполагает выполнение Его заповедей и стремление к спасению. Поскольку Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Любовь же к дьяволу, наоборот, — означает нарушение заповедей и стремление к погибели. Поскольку, «диавол … был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).
[3] Ин. 13: 34; 15: 12, 17.
[4] Пророки не раз говорили о том, что в войнах, которые народу Божьему приходится вести, Сам Бог сражается за Свой народ, например, «не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас» (Втор. 3: 22). О помощи Божьей в войнах неоднократно повествуется в Писании, например, «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего. И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19: 34, 35); «напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире» (2 Мак. 12: 11)
[5] Свт. Иоанн Златоуст так толкует эти слова: «Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство; а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божьем» (Толкование Священного Писания. Монастырь «ОПТИНА ПУСТЫНЬ». См. толкование на Мф. 6: 12. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bible.optina.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
[6] Ср. с Иерем. 9: 24.
Добавить комментарий