Подпишитесь
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ СО ЗЛОМ: О БОЯЗЛИВОСТИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ

Сопротивление злу во всех сферах человеческого бытия требует определённого МУЖЕСТВА, и порой — немалого. Иначе говоря, требует преодоления страха перед возможными негативными последствиями в земной жизни, которые могут быть весьма тяжкими в результате борьбы со злом.

Сопротивление злу во всех сферах человеческого бытия требует определённого МУЖЕСТВА, и порой — немалого. Иначе говоря, требует преодоления страха перед возможными негативными последствиями в земной жизни, которые могут быть весьма тяжкими в результате борьбы со злом. Ибо, люди падшего мира обычно весьма негативно относятся к людям Царства Небесного, идущим к Царству и просто — к отстаивающим истину.

Это происходит потому, что мир, лежащий во зле (1 Ин. 5: 19), враждебен Царству Небесному по своей духовной направленности, не принимает Его, противоположен Ему и несовместим с Ним [1]. Как несовместимы истина и ложь, праведность и грех, законы Царства и законы падшего мира! «И каждый, живущий по законам мира сего, становится, соответственно, враждебен каждому, кто живёт Царством и свидетельствует о нём ... И люди, живущие по законам падшего мира ... хотят избавиться от таких людей, хотят, чтобы они исчезли из мира и из их жизни просто потому, что они другие. Потому, что привносят в мир и в их собственную жизнь что-то такое, что разрушит существующий порядок вещей, вне которого падший человек себя не мыслит ...  И, пока человек не захочет измениться сам, пока он не захочет избавиться от власти того зла, в котором лежит падший мир, он будет реагировать на свидетелей Царства, как хищник на жертву. Не из каких-то личных побуждений, а просто по закону мира сего» (1).

По мнению прп. Антония Великого: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: Ты безумствуешь, потому что он не подобен им». Царь и пророк Соломон пишет: «праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Еккл. 8: 14). По словам апостола Павла: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 12,13). Писатель и поэт Фазиль Искандер говорит: «Как часто умные люди не понимают совестливых. Аппарат совести тоньше устроен, чем аппарат ума».

Поэтому, «мужество это ВЕРНОСТЬ Богу, противостоящая силам зла, которая без такого противостояния перестаёт быть сама собой» (38). Апостол Павел учит, что «боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18). В Откровении Иоанна Богослова УЧАСТЬ БОЯЗЛИВЫХ, «в озере, горящем огнем и серою», также, как и неверных, скверных, убийц, любодеев, чародеев, идолослужителей, лжецов». При этом БОЯЗЛИВЫЕ здесь находятся на ПЕРВОМ месте. Это можно объяснить следующим. Если БОЯЗНЬ ВЛАСТИ ЗЕМНОЙ ПРЕВЫШАЕТ СТРАХ БОЖИЙ, значение которого очень велико, то человек руководствуется уже не заповедями Божьими, а желаниями власти. При этом страх Божий теряет свою силу и перестаёт направлять человека. В результате, у такого человека развиваются духовные метастазы, препятствующие духовному развитию, прерывается связь с Христом. И НАСТУПАЕТ ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ — РАЗЪЕДИНЕНИЕ ДУШИ С БОГОМ.

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что старец схиигумен Савва (Остапенко) в ответ на вопрос: «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?», ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривого душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем» (цит. по 2).

Свт. Григорий Богослов говорит: «Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!» (цит. по 3).

Священник Валерий Духанин отмечает, что «мужество — подлинно христианская добродетель. В частности, святой Амвросий Медиоланский выделяет в добродетели мужества два проявления: мужество в подвигах военных и мужество в частной и повседневной жизни. В первом случае мужество есть решимость и способность осуществлять требования справедливости. Во втором — мужество — величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.

Добродетель мужества двояка — она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире. Собственно, только имея мужество, можно являть деятельную любовь к ближним, избавляя их от бед и жизненных неприятностей» (цит. по 3).

Приведём по данному вопросу и высказывания преподобных Оптинских старцев: «Бояться надо только грехов. А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус на краю пропасти…» (прп. Варсофоний) (4: 431со ссылкой на 5); «Страх причиняет большой вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия. И без болезни болезнь приключается» (прп. Макарий) (4: 426 со ссылкой на 6); «Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога…» (прп. Антоний) (4: 427 со ссылкой на 6); «Святой Давид говорит: ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33: 8). А посему не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, то не боится ни воров, ни мошенников…» (прп. Антоний) (4: 427 со ссылкой на 6); «Страх — как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь» (прп. Никон) (4: 431со ссылкой на 6).

Заметим, что в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» говорится: «…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков … Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок» (гл. 26 «Погребение»).

Таким образом, ПОРЯДОЧНОСТЬ, которую Фазиль Искандер считает осуществимой «в любых условиях при любой власти» и которая «не предполагает героичности», всё же часто требует БОЛЬШОГО МУЖЕСТВА И РЕШИМОСТИ. Действительно, если, например, во времена сталинских репрессий кто-то, сохраняя порядочность, не подписал бы письмо с призывом объявить «врагом народа» порядочного человека, то этот кто-то сам бы стал «врагом народа». Со всеми вытекающими отсюда последствиями для него и его семьи. И так происходит во всех диктаторских режимах, особенно во времена массового мракобесия, возбуждаемого этими режимами. Ибо «правдой» здесь становится только то, что выгодно диктатору. Всё остальное объявляется лживым, преступным и вредным для народа. Поэтому, порядочность при таких условиях и такой власти свойственна только очень мужественным людям. Иными словами, «неучастие в подлости» в ряде случаев предполагает именно ГЕРОИЧНОСТЬ ПОСТУПКОВ.

Также следует отметить и существенное различие между людьми, поступающими неправедно из-за:

- БОЯЗНИ ПОТЕРЯТЬ ПОСЛЕДНЕЕ или из-за боязни репрессий в отношении себя и своих близких, и при этом СТЫДЛИВО СОЗНАЮЩИМИ неправедность своего поступка под влиянием обстоятельств;

- БОЯЗНИ ПОТЕРЯТЬ ЛИШНЕЕ и желания увеличить его размер и при этом ЛУКАВО ОПРАВДЫВАЮЩИМИ свою неправедность внешними обстоятельствами;

- ЖЕЛАНИЯ СОХРАНИТЬ И УПРОЧИТЬ СВОЁ СОЦИАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, не взирая на морально-нравственные и духовные запреты, и готовыми ПО-ХОЛОПСКИ и по собственной инициативе восхвалять и славить своего барина (начальство и власть);

- неуёмного ЖЕЛАНИЯ властолюбия, сребролюбия, славолюбия, сластолюбия и страха потерять всё ЛИШНЕЕ, приобретённое неправедными путями. И при этом ЗЛОБНО ЗАЩИЩАЮЩИМИ своё положение и богатство, и весьма АГРЕССИВНО НАСТРОЕННЫМИ против любых праведных обличений.

 

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Лк. 10:3. Опубликовано 24.08.2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/note/20170824/main.

2. Священник Валерий Духанин. Статья «Противление злу силой». Сайт «Встреча с Православием», 3 ноября 2014 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.pravoslavie.ru/put/74770.htm?fb_action_ids=355689431278620&fb_action_types=og.recommends.

3. Архиеп. Феофан Полтавский (Быстров). Слово в день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Сайт «Азбука веры». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov/slova/.

4. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х т. Т. 2. П–Я. — М.: ДАРЪ, 2009.

5. Преподобный Никон (Беляев). Дневник 1907–1919 гг.

6. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000.

7. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Евр. 10: 35. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bible-center.ru/ru/note/20160605/main.

_____________________________________

 

[1] «дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4); «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1 Кор. 3: 19); «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2: 15-17). «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18,19).

[2] «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Отк. 21: 8). 

[3] Страх Божий начало мудрости (Пс. 110: 10; Прит. 1: 7; 9: 10; 15: 33); истинная премудрость (Иов. 28: 28); начало, полнота, венец и корень премудрости (Сир. 1: 15, 16, 18, 20); отводит от зла (Прит. 16: 6); ведет к жизни (Прит. 19: 23); является сокровищем (Ис. 33: 6); отгоняет грехи (Сир. 16: 21).

[4] «Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости» (Фазиль Искандер).

зло борьба со злом страх и боязливость

Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий