Родовая греховность и божественная благодать
«Вера в Бога — это требование предельно развитого человеческого ума» русский философ, профессор, доктор филологических наук, тайный монах А.Ф. Лосев) (1:189)
В человеке, с одной стороны, действует родовая греховность (уклонение к греху, или укоризненные страсти), которая является следствием первородного греха. Эта повреждённость человеческой природы передаётся всем потомкам Адама и Евы и является благодатной почвой для появления грехов, страстей и зла, ведущих к погибели.
С другой стороны, в человеке действует Божественная благодать, ведущая к спасению. Наличие греховности и благодати представляет собой совместное присутствие и напряженную борьбу двух основополагающих сил, противоположных по своей духовной направленности.
Св. апостол Павел говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:22, 23).
Эта борьба, или внутренняя брань, характеризует динамику духовной христианской жизни — радость побед и драматизм поражений. Иначе говоря — наше движение к Богу или от Него.
Таким образом, земной путь христианина, включающий земные неудобства и скорби, проходит не в тишине и покое, а — в духовной брани. При этом некоторые подвижники ещё при жизни смогли достичь высокой степени духовности — бесстрастия. Преп. авва Дорофей говорит об этом так: «Отречением своей воли христианин приобретает беспристрастие, а с беспристрастием приходит с помощью Божией и в совершенное бесстрастие» «2:34).
Одним из самых ценных даров для нас является время нашей земной жизни. Поэтому, одной из хитрых уловок дьявола является внушение нам, что его осталось ещё много и не следует торопиться с выбором жизненного пути. Однако этот вопрос нужно решать уже сейчас, — поскольку от нас сокрыто, когда остановятся часы нашей жизни.
Свт. Тихон Задонский пишет: «Видишь, что свеча горит, и далее сгорает. Сей пример подает тебе знать, что и житие наше, пока живем, как свеча горит, а потом и угаснет, — и помнить кончину его, которая неизвестна в какой день и час будет: а потому всегда ожидать ее должно» (3:354 со ссылкой на: «Творения святителя Тихона. 6-е изд. Т. 2. 1899 г. С. 25»).
И этот выбор, определяющий, что будет ждать человека в вечности, каждому придётся сделать здесь — в своей земной жизни. Необходимо победить себя в себе, победить наследие первородного греха, про которое Антоний Великий говорит: «Зло приразилось к естеству, как ржавчина — к меди и грязнота — к телу» (цит. по 4: 251 со ссылкой на «Св. Антоний Великий. Наставления… П.21 // Добротолюбие. Т.1 С. 81).
Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока ему отворят (Откр. 3:20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Поэтому человек и ответственен за все свои грехи, даже с учетом невозможности их преодоления собственными силами, так как в возможности человека находится прибегнуть или нет к помощи Божьей. Ибо «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес. 3:3).
По мнению преп. Ефрема Сирина: «Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения. Ибо, как скоро ты первый протянешь к Нему руку, Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя». Здесь можно привести следующую аналогию. Человек в своей жизни находится как бы в некоем житейском море, где вместо морских волн бушуют волны страстей, соблазнов и похотей. И стоит Бог и протягивает руку помощи, руку спасения. И в воле человека, оказавшись вдали от берега, взять эту руку (этот спасательный духовный круг) и воззвать: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый» (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, песнь 6, ирмос), или оттолкнуть ее, но тогда уже сам человек будет виноват в своей погибели.
1. Алексий (Бабурин), иер. Монах Андроник. Из разговоров с А. Ф. Лосевым // Москва. — 1995. — №4.
2. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея, душеполезные поучения и послания. 10-е изд. — М., 1913. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pagez.ru/ds/strasti_.php, свободный. — Загл. с экрана.
3. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит — издат, 2003.
4. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим.; Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
Добавить комментарий