В ближайшем будущем, самым дорогим ресурсом будет наше внимание. И суть не в том, что за наше внимание, как за товар* (от английского Pay Attention) будут платить крупные корпорации и финансовые империи, чтобы продавать (читай — навязывать), свои товары и услуги. Суть в том что только благодаря избирательности нашего внимания мы сможем не вовлекаться во всё более сложные и утонченные манипуляции с нашим сознанием, которые со временем достигнут пика своего прогресса.
Если сейчас не начать развивать избирательность внимания, и не установить жёсткий контроль над потоком входящей информации, скоро вы вообще перестанете осознавать, какой информационный фаст-фуд ежедневно потребляете. Информационный метаболизм важен так же, как и пищевой. Если не следить за тем, что вы впускаете в своё сознание, оно становится зашлакованным, инертным и теряет свою ясность.
«Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить, мозг же глотает любую дрянь.» - эта фраза принадлежит писателю Чингизу Айтматову.
Мы действительно перестали замечать, что поглощает наш мозг в течение дня. Сколько дряни туда попадает только от одного лишь пролистывания ленты социальной сети. Любую образовавшуюся паузу мы заполняем бесцельным брожением по просторам Интернета, повсюду люди, уставившиеся в экраны своих смартфонов, на улице, в общественном транспорте, в кафе.
Социальные сети самый ненадёжный источник информации, потому что они искажают реальность, и не отображают настоящего положения вещей. В аккаунтах люди всегда показывают только лучшую часть своей жизни, они выкладывают самые удачные фотографии, стараются фотографироваться только в дорогих вещах, позировать в престижных местах.
Когда пролистываешь ленту Инстаграма или Фэйсбука, складывается впечатление, что у всех просто сплошной, непрекращающийся праздник жизни. На самом деле, эти люди могут находиться в состоянии депрессии, дорогие вещи куплены ими в кредит, а в престижное место они пришли только для того, чтобы сфотографироваться.
Постоянное нахождение в социальной сети лишает способности к самоосознанию, снижает работоспособность, способствует развитию различных проблем со здоровьем, подрывает нашу уверенность в себе. На фоне показного успеха других, собственная жизнь кажется серой и унылой, это ведёт к развитию непродуктивных состояний сознания и вызывает негативные эмоции, такие как зависть, злость, недоброжелательность.
Мы запихиваем в себя гигабайты бесполезного информационного мусора, если провести аналогию с едой, то это будет выглядеть как бесконтрольное поедание огромного количества фаст-фуда. Если бы мы поедали столько же некачественной пищи, то очень скоро оказались бы в больнице с тяжёлыми функциональными расстройствами пищеварительной системы.
С мозгом происходит тоже самое, он болеет, тупеет, теряет свою ясность, сейчас многие люди живут в состоянии постоянной информационной перегрузки, их нервная система истощена. Нашему мозгу необходима пища, мы должны подпитывать свой интерес к внешнему миру и удовлетворять жажду познания, но такой способ получения информации не утоляет голод, а наоборот, разжигает его.
Не зря все духовные практики направлены на поддержание ясности сознания, без неё мы теряем способность критически оценивать информацию и становимся внушаемыми, нами легко управлять.
Человек превратился в объект маркетинговых манипуляций, современным людям всего мало, различные индустрии заставляют их быть вечно недовольными и постоянно желать большего. Как следствие, возникает психоз потребительства и гонка за новыми рыночными трендами, брендами и мэйнстримом товаров и услуг. Только чем больше становится потребление, тем сильнее растёт неудовлетворённость жизнью.
Чтобы не попасть в зависимость и не стать безвольным придатком собственного смартфона, который управляет всеми вашими потребностями:
Нужно научиться управлять собственным вниманием, развивать концентрацию и способность удерживать его на текущей задаче, не отвлекаясь на информационный шум.
Информационный метаболизм это способность мозга усваивать полученную информацию, извлекать из неё пользу и находить применение в жизни, подобно тому, как наш желудок переваривает пищу и усваивает полезные вещества.
Если получаемая вами информация не находит практического применения в жизни, не развивает вас как личность или специалиста, не повышает ваши профессиональные навыки, значит вы тратите время в пустую, а ваше внимание направлено на бесполезный контент.
Если мы будем поедать слишком много пищи, больше чем наш организм способен усвоить, она станет источником болезней и проблем. То же самое с информацией, если мы будем просто поглощать её без разбора и понимания, она будет приносить вред и отнимать ментальную энергию, которая могла бы быть направлена на что-то полезное.
Ну, а на последок, я приведу отрывок из произведения Артура Конан Дойля «Этюд в багровых тонах». Это отличная метафора, чтобы наглядно представить свой мозг как захламлённый чердак и сделать всё, чтобы очистить его от ненужного хлама.
«Видите ли, - сказал он, - мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных.»
Александра Мигова
Добавить комментарий