Человек рождается на свет без своего ведома и уходит из жизни без своего согласия.
Таким образом, два величайших для человека события — его рождение и смерть, — происходят с ним принудительно — без свободного выбора и осознанного добровольного соучастия.
Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов: «Являюсь в бытие бессознательно, без всякого со стороны моей согласия; увожусь из этой жизни против моей воли, в час неопределенный, непредугаданный. Являюсь и увожусь, как невольник».
Однако сама земная жизнь человека (находящаяся во временнóм интервале между рождением и смертью) протекает уже вполне сознательно и при свободе духовного выбора (за исключением младенческого возраста).
Иначе говоря, с участием сердца, ума и воли. Именно поэтому здесь и возможно обоснованно говорить о нравственной оценке выбора жизненного пути и ответственности за него.
Ибо, со смертью заканчивается время наших земных деяний («время посева») и начинается время воздаяния за них («время жатвы»). Св. апостол Павел пишет: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 7, 8).
Иными словами, то, что будет ожидать человека в вечности — зависит от его собственного выбора, от его земной жизни.
Поэтому, выбор жизненного пути (с учетом свободы нравственного выбора и ответственности за него), приобретает для нас первостепенное и важнейшее значение. И этот вопрос нужно решать уже сейчас, — поскольку от нас сокрыто, когда остановятся часы нашей жизни.
Сегодня мы еще можем изменить себя и мир, но сможем ли завтра?!
Добавить комментарий