Подпишитесь
Когда учиться - в радость!
"Радужные учебники" для детей от 4 до 12 лет помогут учить детей с радостью. Когда ребе...

Семейное образование, домашнее или дистанционное обучение - что выбрать?

Мой личный опыт внешкольного обучения детей

В двух предыдущих статьях "Подводные камни семейного обучения" и "Радости домашнего обучения" я рассказала о двух, совершенно разных, видах внешкольного обучения - семейном образовании и домашнем обучении.

В чем разница между ними?

При семейном образовании вы официально забираете ребенка из школы и берете всю ответственность на себя. Сами ищете программы, покупаете учебники и готовите ребенка к государственным экзаменам. Естественно, это сложно сделать без помощи высококвалифицированных репетиторов, которых надо еще поискать и оплатить.  

Этот вид обучения я попробовала лишь со старшим сыном, став в середине 80-х первопроходцем. Я очень быстро научила его читать и писать, для этого не нужно часами сидеть над прописями, портя зрение и осанку, как это происходит в школе. Достаточно зажечь в глазах малыша искорку интереса и радости, а себя мотивировать на творчество.

Еще В.Сухомлинский, великий педагог и детский писатель, рисовал букву "Ж" в виде жука, и дети мгновенно запоминали ее. А остальные буквы?

Я изобразила их в виде узнаваемых имиджей, а потом, двадцать лет спустя, с помощью замечательной художницы А. Дурды сделала "Радужную азбуку" с "говорящими буквами" и забавными двустишиями. Змейка превратилась в "З", Рыбка - в "Р", а Цветы сложились в букву "Ц". 

Такие буквы и запоминать не надо! Они сами говорят с малышом.

А потом начались чудеса! Из "говорящих букв" сам собой родился "говорящий шрифт", и 4-5-летние малыши в течение двух недель начали читать первые фразы и даже первые рассказы! Еще месяц-другой, и говорящие буквы-подсказки постепенно сменились обычными. 

С прописями еще проще! Мы не пишем, а рисуем цветными фломастерами в крупных прописях. Сначала печатные буквы, а потом - прописные.   

Если в первом классе на обучение чтению и письму тратятся долгие часы, недели, месяцы, то дома это - короткие пятиминутки. К концу первого класса далеко не все первоклассники бегло читают. Дома даже самые непоседливые, озорные и неусидчивые осваивают чтение за 2-3 недели, а письмо - в течение 2-3 месяцев. При условии, что у родителей есть метод, который мне пришлось изобрести самой, изложив его в десятках "радужных" учебников.  

В конце первого класса мой старший сын влился в школьное обучение, и больше к семейному образованию я не возвращалась, трезво оценивая свои силы. Но фундамент, полученный дома, держал его на плаву все последующие годы обучения в школе, вузе и даже на работе.

Дома он получил главное - интерес к учебе, умение учиться, любовь к будущей профессии. И произошло это в 4 года - возраст импринтинга, часто определяющий всю дальнейшую жизнь.

 

При домашнем обучении за результаты учебы отвечает школа, к которой ребенок прикреплен. Она снабжает ребенка библиотечными учебниками и дает возможность посещать занятия по индивидуальному расписанию. Это очень удобно, правда, для перевода на домашнее обучение нужно серьезное основание, например, состояние здоровья. Мы жили в другой стране, поэтому школа пошла навстречу, хотя время от времени требовала постоянного присутствия детей на занятиях. Благодаря "радужным учебникам" и недолгой учебе в "Веселковой Школе", родившейся в Закарпатье, они учились гораздо лучше одноклассников, учеба в обычной школе давалась им легко. Но многое неприятно удивляло. Например, бурный поток домашних заданий по всем предметам, которые невозможно качественно выполнить, сохранив при этом здоровье. За короткое время, проведенное в школе, двое средних детей потеряли остроту зрения, дочь ссутулилась, потом пришлось долго заниматься балетом для взрослых, чтобы выпрямиться. Потеря интереса к русской литературе - еще один побочный эффект от школьных занятий (к сожалению, дочь выбрала ЕГЭ по литературе, это было большой ошибкой. Натаскивание на сдачу ЕГЭ убивает искру Божью в ребенке, талант и радость познания).

 

Поэтому для младшего сына я выбрала дистанционное обучение, но, к сожалению, лишь в старших классах. За годы школьной учебы, даже частичной, на домашнем обучении, он успел возненавидеть школу, учебу, чтение как таковое, учителей и одноклассников. В отличие от средних детей, ему пришлось сидеть за партой месяцами, готовясь к ОГЭ. Беспредел в этой школе напоминал армейский, и хотя ребенок у меня спортивный, выросший в горах, он ухитрился сломать руку на уроке физкультуры, соревнуясь с одноклассниками в многокилометровом беге - зачем вообще с кем-то соревноваться?! - а заодно надышаться электронными сигаретами, которые прямо на уроках курят здоровые лбы, ощутить свое бессилие, когда они же коллективно издевались над пожилой учительницей, и бессмысленность многостраничного переписывания (конспектирования) толстых учебников.

В результате мы перевели его в неплохую московскую онлайн-школу и вздохнули с облегчением. За обучение москвичей в этой школе платит город, и это большое подспорье. Все-таки частные школы не всем по карману. К тому же, дорогое обучение отнюдь не синоним качества.

Надо сказать, что и дистанционное обучение - не панацея. Оно тоже требует жертв, в т.ч. постоянного сидения за компьютером, а это недопустимо.

К счастью, в нашей школе посещение уроков было необязательным. Зато ежемесячно приходилось выполнять под дамокловым мечом дедлайна большие и сложные контрольные по всем предметам. Опоздал на минуту, получаешь неуд без возможности пересдачи. Дисциплинирует, однако. 

Сын выбрал для себя предметы-фавориты, которыми занимался всерьез: русский язык, математика, физика, биология. По русскому языку и математике его время от времени консультировали хорошие репетиторы. С остальными предметами с удовольствием помогали средние дети, только что закончившие школу.

Кстати, старшие братья и сестры могут великолепно обучать младших с помощью "радужных игр".

Об этом расскажу в следующей статье "Как разбудить в ребенке математика"

Юлия Пинчук, автор образовательной системы "Веселкова Школа" (Украина) и серии "радужных" учебников для детей 4-12 лет

дистанционное обучение домашнее обучение внешкольное обучение онлайн-школа егэ

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий


    Лучшее в колонках
    Круги доверия

    Круги доверия

    06.05.2021 672
    Основные правила поведения для продвижения своего продукта (проекта)

    Основные правила поведения для продвижения своего продукта (проекта)

    Чтобы стать лидером мнения или же подчеркнуть преимущества своего проекта, продукта необходимо периодически выступать...

    06.05.2021 631