Эти несложные шаги помогут в достаточно короткий срок обучить ребенка обращению с деньгами, конечно, если вы возьмёте под контроль выполнение всех рекомендаций.
Многих родителей волнует вопрос: когда надо начинать детей обучать обращению с деньгами? Но еще больше волнует: как?
Сегодня я попробую ответить на оба этих вопроса.
Как и большинство родителей, когда дочке исполнилось лет 5-6, я подталкивала её в магазине к кассе, чтобы она протянула свою ручку со смятой купюрой или с мелочью и рассчиталась за какие-то её «хотелки»: шоколадку, журнал, газировку и следила, чтобы она проверяла сдачу. Очень быстро дочка перестала смущаться продавцов и окружающих, практически перестала ошибаться в сдаче (носила с собой калькулятор) и даже одна стала ходить в магазин, когда ей чего-то очень хотелось или не хватало (хлеб, чай, колбаса).
Я была довольна и мне в голову не приходило, что моё сокровище может сделать. Когда она стала первоклассницей, я выделила ей 100 рублей в неделю, плюс в её распоряжении было то, что сможет выпросить у папы и бабушки. Первое время дочка поглядывала на меня с глазами «вопрошающего» щенка, но поняв, что это не действует, полностью отдала все своё обаяние папе. И всё шло хорошо. Как-то забирая её из школы, на вопрос, что было на полдник, услышала следующее: «Пирожок несъедобный, но? мам, ты не переживай, мы сосиски в тесте поели. Никто пирожки есть не стал, я купила всем сосиски.» Придя в секундное замешательство, я спросила: " И сколько вас было?" «20», - ответило моё чадо, натягивая куртку. Я понимаю, что потратила она 600 рублей. «А откуда у тебя столько денег?» «Папа в прошлый раз давал, бабушка с выходных ну и ты вчера дала.»
И вот в этот момент у меня щелкнуло, что научиться считать сдачу в магазине, — это не главное. Главное — объяснить ребенку суть: что такое деньги, почему мы их не тратим налево и направо, что у нас нет волшебных денежных карточек и т. п. Нет, ругать я её не стала. Я рассказала мужу, он сделал выводы и перестал поддаваться её обаянию. Когда через день у нее закончилась оставшаяся мелочь, она была немало удивлена, что пополнения не будет. А на её аргумент: «Ну я же всем сосиски купила, поэтому деньги кончились!» Для неё это был весомый аргумент, для нас - нет и она получила ответ, что это её решение, она не советовалась с нами и мы за это ответственности не несем.
Прошло почти 3 года и я хочу поделиться тем что узнала и что сама применяла и применяю для приучения своей дочери к обращению с деньгами.
Помним, что дети склонны к подражанию — они делают то, что вы делаете, а не то, о чем вы говорите. Относитесь к теме денег без эмоций и с уважением.
Как только ребёнок начал читать, писать (пусть даже печатными буквами) и немного считать, пришло время познакомиться с деньгами. Изучайте с ребёнком купюры и монеты. Сначала в пределах 50 рублей, постепенно доводя до 1000 руб. Сейчас моей дочке 9 лет, она спокойно ориентируется в пределах 5000 рублей.
Определите недельный бюджет для ребенка и заведите блокнотик для учета. В блокноте он сам должен писать сколько денег было на начало недели, сколько и от кого ребёнок получил денег, на что потратил и выведен остаток. Деньги на следующую неделю выдаются после предъявления отчета.
Когда ребенок подрастёт, можно начать выдавать деньги раз в 10 дней — 14 дней, лет с 16-ти можно выдавать раз в месяц, конечно, если стадия 7-10-14 пройдена.
Задача этого шага — не контролировать расходы с целью поругать за «ненужные» траты, а обучить ребенка сводить «баланс», учитывать все доходы и расходы. Хвалите, если всё написано и посчитано правильно.
Ребёнок сам должен расплачиваться за свои мелкие "хотелки": чупа-чупс, шоколад, мороженное из своих карманных денег. В конце месяца можно посчитать сколько ушло денег на мелочь, без которой он мог бы спокойно обойтись. Не делайте за него выводы, он сделает их сам, может не через месяц, но через 2-3 точно! Дети должны понять, что деньги — это ценность, если ты их тратишь, они восполняются не сразу. Важно укладываться в бюджет!
Это зона ответственности ребенка. Если он потратит все за один день и всю неделю будет без гроша, в следующий раз он не будет так делать. Позвольте ему ошибаться столько раз, сколько понадобится, чтобы он сделал выводы! Когда несколько раз из человека с возможностями он станет человеком со съеденной шоколадкой, он задумается и перестанет покупать себе что попало.
Скорее всего он придёт к вам расстроенный и будет просить выдать еще деньжат. Выслушайте его, успокойте, задайте вопрос: «А как ты поступишь в следующий раз?» Но денег не давайте!
Относитесь к его карманным деньгам, как к тренажеру. Пусть он ошибается сейчас, когда это не приведёт к какому-то катастрофическому результату. Переживая негативные последствия от легкомысленных трат на личном опыте, ребёнок научится делать правильный выбор и откладывать на то, что ему действительно нужно.
Не платите ему за оценки и учебу — это де мотивирует и транслирует то, что это надо вам настолько, что вы готовы за это платить. Помните, что учеба и оценки — это его зона ответственности.
А вот заплатить за то, за что вы всё равно бы заплатили или за то, что вам надо делать, но не хочется, — это можно. Например, вы больше никогда не моете полы, а он моет и получает за это деньги. Не надо бояться, что он теперь вам вообще помогать бесплатно не будет. Будет, просто там будет помощь, а это работа! Он должен четко сформировать эту связь: “Это моя работа — я за нее получаю деньги.» Если у вас есть дача, пусть соберёт сам ягоды и сам их продаст. Дети постарше могут выгуливать собак, ходить за покупками, сидеть с соседскими малышами. Возможности заработать есть всегда.
Еще один способ получить дополнительные деньги для ребёнка — договориться со своими родственниками, чтобы ему дарили деньги. Здесь есть условия:
1. Он сам должен договариваться и объяснять почему.
2. Выбор суммы остаётся за дарящим!
Не используйте при детях банковские карты, чтобы у них не возникала иллюзия «волшебной карточки». Наличные деньги можно потрогать, они для понимания ребенка понятны, пластиковые карты - нет.
Всё, что ребёнок слышит, отпечатывается в его памяти, тем самым обуславливая его поведение в дальнейшем. Важно не сформировать у ребенка ограничивающие убеждения, которыми напичканы взрослые, особенно те, кто родился в 60-80х годах. Выражения:
«Мы не можем себе это позволить»,
«У меня нет денег на твою ерунду»,
«Папа не даст на это денег»,
«У нас деньгами распоряжается только папа/мама»,
«Мы и так на тебя много тратим»
и подобные выражения, где принижается значение мнения ребенка о покупке, подчеркиваются дороговизна и, как следствие, невозможность приобрести этот товар, все высказывания, которые транслируют ограничение в использовании денег, нужно заменять на нейтральные выражения. Например:
«Давай эти деньги потратим на..»,
«Давай ты подкопишь и тогда мы добавим и купим более качественную вещь».
Ребёнок должен понимать на что вы тратите деньги и почему: содержание квартиры, машины, дачи, взнос по кредиту, накопления на отдых.
Во-первых, это нужно, чтобы он понимал, как живут взрослые, во-вторых, зная ваши обязательства, он поймёт, что вы оплачиваете и его комфорт тоже.
Когда ребенку исполнится 10 лет, начните его знакомить с электронными деньгами и банковской системой. Отведите его в банк. Пусть он посмотрит, как выглядит это учреждение. А заодно покажите ему, как сделать вклад. Если ребенка что-то заинтересует дайте возможность ему задать вопросы. Оформите для него вклад или откройте дополнительную дебетовую карту.
Подумайте о том, что, если даже вы начнёте обучать ребёнка в 10 лет, то в 18 ваш ребёнок будет иметь 8 лет опыта обращения с финансами, он будет уметь контролировать расходы, копить и даже зарабатывать. Тот опыт, которые не все получают и к 30 годам. А, значит, у вашего ребёнка будет гораздо больше шансов стать успешным и преуспевающим, а главное, думающим человеком, который может принимать решения и нести за них ответственность.
У меня тоже дочка растет и уже задумываюсь как бы ей объяснить тему денег. Взяла на заметку совет про банковскую карточку, часто ею оплачиваем покупки, теперь будем делать по-другому.
ОтветитьУ меня двое детей, две девочки с разницей в возрасте 10 лет, они абсолютно по разному относятся к деньгам. Старшая не экономит, и если ей сказали "нет денег" она не будет давить на нас и выпрашивать. А младшая ведет себя ровно наоборот, и отбирать из рук деньги в магазине стала очень рано, в 2,5 года подходила к кассе с товаром который выбрала она (конфетки, шоколадки, жевачки), а если ей запретить, то истерика в магазине с валянием на полу обеспечена! Поэтому дело не только в воспитании, но и в характе и даже в генах! Так старшая дочь с моим характером - спокойная, а младшая с характером мужа (как он мне говорит, он так же вел себя в детстве)!
ОтветитьЛично я начала своего ребенка приучать к деньгам, когда дочке было 4 года, опыт в этом деле у меня был отрицательный, так как дочь все время теряла деньги и просила меня заново их выдать.
ОтветитьДобавить комментарий